
Многие из уникальных сокровищ Романовых, распроданных в 1920-х годах, бесследно исчезли – проданные практически за бесценок и часто нелегально, они разбирались на камни. Ведь в таких узнаваемых украшениях невозможно было появиться в свете, конфискация большевиками имущества царской семьи не признавалась легитимной.
Но некоторые из национализированных а позже проданных драгоценностей все же оказались сохранены, и, поменяв нескольких хозяев, всплывают порой в самых неожиданных местах.
Так случилось с очень заметной бриллиантово-жемчужной диадемой дома Романовых, прозванной «Русской красавицей». Эта диадема была заказана императором Николаем I для своей любимой супруги, Александры Федоровны.

Реплика проданной диадемы Романовых "Русская красавица", созданная советскими ювелирами в 1987 году и хранящаяся в Алмазном фонде
После появления в царской семье диадемы с розовым бриллиантом супруги Павла I Марии Федоровны (единственной, признанной большевиками ценной и от этого сохраненной), этот стиль копировался не единожды, и каждый раз был очень успешным. Секрет прелести заключался не в форме головного убора, а в креплении камней.

По образу этой диадемы Марии Федоровны, жены Павла I, был создан целый ряд тиар и диадем с подвижно закрепленными камнями
Под ободком диадемы располагали ряд каплевидных бриллиантов или жемчугов, подвижно закрепленных – при каждом движении они колыхались, распространяя невероятное сияние. Так сделали «младшую сестру» диадемы с розовым бриллиантом – «Лучистую диадему», пропавшую после революции и «Большую бриллиантовую диадему», так же, вероятно, безвозвратно утерянную.

Императрица Александра Федоровна в "Большой бриллиантовой диадеме", утерянной после революции
Но с «Русской красавицей» случилось чудо. Ее изначально через вторые руки купила очень заметная личность – Мэри Глэдис, жена герцога Мальборо. Хотя открыто владеть проданными «из под полы» большевиками сокровищами царской семьи было некомильфо, Мэри Глэдис не скрывала своей покупки и не велела пустить реликвию на камни.

Мэри Глэдис, герцогиня Мальборо, в купленной ею диадеме "Русская красавица", 1930-е годы
Правда, и не хвалилась приобретением – в обществе она в ней не появлялась, есть снимок герцогини Мальборо в диадеме, но явно с домашней примерки.
После смерти герцогини ее драгоценности были в 70-х годах выставлены на торги, и «Русскую красавицу» за 4 миллиона купила первая леди Филиппин Имельда Маркос. Когда в середине 80-х чета Маркосов была изгнана из страны, диадема оказалась конфискованной, и, хотя Имельда позже вернулась на Филиппины и несколько раз избиралась там на высшие должности, диадему ей не вернули.

Имельда Маркос, родившаяся в небогатой семье, став первой леди своей страны, вела роскошную жизнь и скупала драгоценности, предметы искусства и недвижимость в разных городах мира.
Несколько лет назад появились слухи, что изъятые у Имельды Маркос драгоценности будут распроданы на аукционах (сама Имельда сейчас еще жива, ей за девяносто).

Кадр из хроники 90-х годов об изъятых у изгнанной правящей четы Маркосов драгоценностях - романовская диадема, купленная Имельдой.
Если знаменитая диадема Романовых появится на аукционе – это будет сенсация, такого не случалось уже очень много лет. И уже идут разговоры, что хорошо бы кому-то из российских меценатов приобрести эту диадему и вернуть ее, как вернулись многие драгоценности Фаберже, выкупленные Виктором Вексельбергом.

Многие из бывших драгоценностей Имельды Маркос уже были проданы через аукцион Sotheby's, но до романовской диадемы дело еще не дошло
А пока можно полюбоваться копией диадемы, изготовленной в 1987-м году советскими ювелирами из тысячи бриллиантов и 25-ти крупных жемчужин. Эта реплика выставляется в Алмазном фонде.
Как думаете, друзья, хорошо ли это – выкупать старые давно распроданные ценности и возвращать их в русские музеи?