Строительство и наполнение водохранилищ советского периода сопровождает множество легенд.
Туристы на прогулочных пароходиках уверены, что проплывают прямо над затопленными домами и высматривают, не сверкнет ли церковный крест через толщу воды. Говорят, на дне водохранилища остались люди, приковавшие себя цепями к домам, и называют даже конкретное число жертв из «секретных донесений» советских спецслужб.
В общем, мифов много. Они подкрепляются знаменитыми остовами разрушающихся церквей, мимо которых специально проложены популярные туристические маршруты. А к калязинской Никольской колокольне можно даже причалить на местном катерке и приобщиться «загубленной старины».
"Подводные города" не дают покоя любителям фотошопа
Конечно, никаких домов и скелетов на цепях под водой нет. Все строения были разобраны до кирпичика и унесены – людям надо было строиться на новом месте, а со стройматериалами в 30-40-50-х годах было туговато. Вырубали лес и разбирали даже каменные мостовые, оставались разве что остатки фундаментов строений – это хорошо видно летом в Калязине, когда вода немного отступает и открывается затопленная часть города. Вернее - не открывается ничего особенного.
Да и кто бы разрешил оставить подводные строения, которые мешали бы навигации? Известно, что в зоне затопления оказались десятки городов и сотни деревень и сел, и большая часть затопленной территории – мелководье, однако остовов домов даже в засуху не видно. Их там попросту нет, несмотря на все слухи о «внезапном», «поспешном» и вообще людоедском затоплении.
Запогостская церковь на реке Шексна (Вологодская область) - эта колокольня была из последних сохранившихся и рухнула семь лет назад
Эти слухи о поспешности – тоже мифы, как и легенды о непокорных жителях, приковавших себя к домам – эти несчастные люди умерли бы от голода задолго до появления на горизонте первой воды. Ведь и строительство каскадов и заполнение водохранилищ было делом очень небыстрым, например, Рыбинское водохранилище после строительства заполнялось еще шесть лет.
Почему же не все церкви разобрали? По разным причинам, но всегда прагматическим. Колокольню в Калязине изначально собирались сохранить, чтобы использовать как тренировочную вышку для парашютных прыжком. Ее даже сразу укрепили и подсыпали нижний ярус, еще до прихода большой воды.
Крохинская церковь, выстроенная в 1802-м году
В затопленном в 60-е годы при наполнении Шекснинского водохранилища села Крохино в Вологодской области разобрали все дома, но оставили большую Рождественскую церковь. Дело в том, что по плану эксплуатации водохранилища фарватер крупногабаритных судов должен был проходить неподалеку, и из храма сделали маяк.
Это и было основной причиной, почему на затопленных территориях оставляли колокольни или церкви целиком – они служили маяками, и планы сохранения отдельных зданий для навигационных нужд были разработаны заранее.
В 80-90-е годы большинство таких зданий утратило свое навигационное значение, их забросили и перестали следить за сохранностью остатков церквей – и храмы начали стремительно разрушаться. Сейчас реально осталось всего несколько таких церквей, которые снова стали укреплять и охранять от окончательного разрушения, чаще всего – для поддержания туристического интереса.
Крохинская церковь в те времена, когда она еще "работала" маяком, снимок 80-х годов
Те же туристы всегда интересуются – зачем нужно было затоплять столько несчастных городов и сел, выгонять людей, разрушать храмы, к чему этот советский гигантизм?
Водохранилища строились ради электроэнергии – выстроенные на Волге каскады ГЭС обеспечивают сейчас очень большую долю потребности городов центра России в электричестве. Подсчитано, что не будь этих каскадов, пришлось бы выстроить дополнительно полторы сотни угольных тепловых электростанций, со всеми вытекающими последствиями для экологии и стоимости электричества.
Владимирская церковь в бывшем селе Архангельское-Чашниково, Смоленская область, Вазузское водохранилище
Отдельного слова заслуживает канал имени Москвы – идея выстроить канал до Волги лелеялась еще Петром Первым, но в технологиях того времени такой канал требовал бы более сотни шлюзов, что делало его совершенно нереализуемым проектом.
А в советское время канал выстроили – но уже с комплексными целями, основной из которых была даже не навигация, а снабжение Москвы волжской водой. Если бы сейчас не было этого канала и системы водохранилищ, из которых город забирает воду, всего стока реки Москвы не хватило бы для обеспечения потребности москвичей в воде.
Так что это и есть ответ – затопили и разрушили, чтобы у нас сейчас была в кране вода и в розетке электричество.
Как думаете, друзья – оправданно?