Гаргулии – странного или даже отталкивающего вида гротескные каменные фигуры, нависающие над улицами со стен средневековых соборов.
У них есть совершенно определенная и важная функция отведения стекающей с крыши дождевой воды от стен строения. Собственно, слово «гаргулия» - сборное и состоит их двух французских корней, «булькать» и «глотка».
Чаще всего средневековые мастера делали гаргулий в виде химер – чудовищ, состоящих из частей разных животных или животных и человека, иногда – просто в виде животных или фигур людей. Появление неоднозначного вида скульптур в оформлении соборов – результат целого ряда причин, отражающих специфику мышления средневекового человека.
Функция гаргулий - водосток
Во-первых, собор олицетворял собой «вселенную в камне», вместе со всеми проявлениями жизни этой вселенной. А чудовища казались средневековым людям такими же реальными, как и обычные животные, просто эти монстры живут где-то на периферии мира – потому и на полях старых географических карт рисовали любых фантазийных существ.
Во-вторых, страшные фигуры должны были охранять здание от настоящего зла, демонстрируя, что место занято.
В третьих, они напоминали людям о грехах, и что дьявол не дремлет. Ведь только дьявол мог создать такие уродливые создания – сотворить жизнь ему не под силу, но смешать разные формы жизни, чтобы получить новую, химеру, он как раз мог.
В четвертых – городское управление, заказчик строительства собора, как правило, предоставляло мастерам свободу в оформлении храма, и гаргулии были отличным средством самовыражения. Говорят, во всей Франции не сыскать было двух одинаковых.
В пятых, само положение, горизонтальное, такой скульптуры волей-неволей заставляло делать ее в «несерьезном», фантазийном или комическом виде. Ведь никакие торжественные или авторитетные фигуры не могли располагаться таким образом. К тому же, извержение водяного потока из отверстия гаргулии намекало на разные телесные состояния, что позволяло мастерам иногда просто хулиганить.
Так называемая "обратная" гаргулия на соборе в Браге, Португалия.
В эпоху Возрождения готическая архитектура казалась непонятной, уродливой и мрачной, даже раздавались голоса, требующие сноса средневековых соборов, уродующих лик европейских городов. Но в 19-м веке был огромный всплеск внимания к готике, в том числе и из-за выхода романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Гаргулии старых соборов, прежде почти не замечаемые горожанами, стали страшно популярны, появилось много теорий, объясняющих, как они появились. Именно в это время произошло смешение понятий «гаргулия» и «химера». Гротескные фигуры чудовищ стали называть гаргулиями, даже если это были просто архитектурные формы, без функции водоотвода.
Вот эти знаменитые химеры парижского собора - не гаргулии, а только декоративные элементы
Например, самые знаменитые химеры Нотр-Дам-де-Пари, в виде грифона и «мыслителя» - совсем не гаргулии, это просто галерея стилизованных под средневековье каменных фигур. Они вообще появились в 19-м веке, когда собор реконструировали после разрушений в ходе французской революции.
А в 20-м веке гаргулии-химеры вообще стали героями мистических сюжетов и фэнтази, кстати, даже и слово часто начали писать иначе, «гОргулии». По фонетике, конечно, это слово просто отлично подходит для оживающих демонических персонажей и злых колдовских существ.
Кстати, устройство гаргулии как архитектурного элемента очень простое. По верхней части фигуры проложен обычный желоб, по которому вода с водостока по краю крыши стекала в короткую трубу, расположенную обычно во рту скульптуры. Часто верхняя часть гаргулий покрывалась листовым металлом, чтобы защитить от разрушающего воздействия влаги.
Вот так выглядят гаргулии сверху
В эпоху Возрождения гаргулии как элементы водоотвода исчезли за ненадобностью – античная эстетика подразумевала выступающие карнизы, так что отводить дождевой поток от стены уже было не нужно. Системы водоотвода позже вернулись, но уже в измененном виде – поток воды с крыши стали направлять вниз внутри водосточной трубы.
Современная гаргулия в стиле ар-деко на здании Крайслер-билдинг в Нью-Йорке
Друзья, нравятся готические соборы, обращаете внимание на их декор?