Алмаз – самый твердый в природе материал. Долгое время алмазы почти не умели обрабатывать, и использовали как технический камень, для полировки других, более мягких самоцветов.
До современности алмаз если и можно было резать, то только им же самим. Но при этом у ювелиров всегда была необходимость разделять природные алмазы на несколько частей – ведь отшлифовать всего один небольшой бриллиант, отбраковав много материала из-за трещин и включений, было бы слишком расточительно. Выгоднее разделить камень, оптимально обходя внутренние дефекты.
Современная программа, позволяющая оценить после сканирования камня, как лучше и выгоднее обойти его дефекты при распиле и шлифовке
Еще древние индусы заметили, что если тереть один алмаз об другой, то камень становится ярче. Так отдельные камни правильной формы и большой чистоты удавалось отшлифовать до ювелирного качества, но в целом алмазы шли на порошок и ценились недорого.
Только к 15-му веку в Европе научились хорошо работать с алмазным порошком в отношении самих алмазов – их начали красиво гранить и изобретать все новые формы огранки, чтобы вытащить из камня максимум световой игры.
Кристалл алмаза, подготовленный к сканированию для выявления дефектов
Так бриллиант стал королем ювелирных камней – ведь правильно ограненный камень обладает потрясающим блеском и сиянием, луч света из такого бриллианта не выходит, пока не отразится много раз от граней и не вернется в исходную точку.
А вот резать алмазы долго не получалось – до 20-го века камни, которые из-за внутренних дефектов надо было разделить на части, просто кололи.
Камни, на которые был расколот самый большой в мире алмаз Куллинан, и полученные из него бриллианты
Самая известная история раскола большого камня на несколько (тоже немаленьких) – это работа над самым крупным алмазом, Куллинаном. Ювелиры два года рассматривали и анализировали камень, делая расчеты, как выгоднее его расколоть. Говорят, в момент решающего удара по камню главный ювелир упал в обморок!
В результате, из камня в три тысячи карат получилось девять крупных и почти сотня мелких бриллиантов, которые сейчас украшают регалии и драгоценности британской короны.
В принципе, технология распила алмаза была понятна и до 20-го века, и были случаи, когда алмазы пилили железной проволокой, поверхность которой была насыщена алмазным порошком. Но в отсутствие электроприводов это был очень долгий процесс, поэтому этот способ не был популярным.
"Алмаз Регента" в короне королевы Евгении и рядом - его муляж, витрина Лувра
Например, найденный в 1700-м году очень большой, четырехсоткаратный «Алмаз Регента» распиливали, получив в результате тоже большой бриллиант в 140 карат. Он был вставлен в корону супруги Наполеона III и хранится сейчас в Лувре.
Так вот, этот алмаз пилили два года, потратив на него огромное количество времени и бриллиантового порошка.
И только в 20-м веке дело с распилом алмазов пошло на лад. Электрический двигатель приводит в движение тончайший бронзовый диск, толщиной менее двадцатой доли миллиметра, и крутящийся с скоростью от двух до десяти тысяч оборотов в минуту.
Диски для распила алмазов
На диск наносится специальная паста из алмазного порошка, которая постоянно пополняется, и подается масло для охлаждения и вымывания порошка из распила. Этот способ значительно экономичнее и предсказуемее, чем просто расколоть камень, даже если перед расколом производились тщательные расчеты.
Но и механический распил тоже имеет недостатки – во-первых, это все равно не быстро. Камень размером в карат пилили не менее восьми часов. И потом – хотя диск и тонок, часть камня все равно терялась, и погрешности направления распила также присутствовали.
Распил алмаза по предварительно размеченной линии
Настоящую революцию в ювелирном деле произвела лазерная технология распила алмазов. Теперь распилить алмаз можно за считанные минуты, с меньшими потерями и точнее. К тому же, стало возможным использовать кассетный метод, когда в установку заряжается много кристаллов для распила – это еще больше повысило производительность.
Нельзя применять лазер к алмазам с высоким внутренним напряжением – они просто расколются. Поэтому примерно каждый двадцатый алмаз все же приходится и сейчас распиливать дисковой пилой.
Камера для лазерной распилки алмазов
А еще придумали в буквальном смысле «выжигать алмаз каленым железом». У твердейшего алмаза оказалось любопытное свойство – при высоких температурах он становится химически активным по отношению к обычному железу. Сильно нагретое железо начинает растворять в себе углерод, буквально «съедая» алмаз.
Это не очень быстрая реакция – нагретая до тысячи градусов стальная проволока, прислоненная к алмазу, растворяет углерод и погружается в камень со скоростью всего в треть миллиметра в час.
Вот так выглядит современное место работы сотрудника, занимающегося распилом алмазов лазером
Но зато теперь появилась возможность изготавливать из алмаза детали сложной формы, для технических нужд. И вообще, оказывается, можно рисовать на поверхности алмаза раскаленной проволокой.