DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Categories:

Как на самом деле должна была выглядеть Зоя Монроз из «Гиперболоида Гарина»



Удивительно, но фантастическим романам Алексея Толстого «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» – почти сто лет.

Эти два совершенно не связанные романа объединяет общая черта – их главные героини были списаны с одной женщины, и знаменитой женщины своего времени.

Исследователи творчества Алексея Толстого давно обратили внимание, что марсианка Аэлита и русская авантюристка и роковая женщина Зоя Монроз из «Гиперболоида»  имеют очень схожее описание внешности.

Аэлита - «юношески тонкая, слегка приподнятый нос, слегка удлиненный рот». Зоя Монроз, «одна из самых шикарных женщин Парижа» -  «тонкая, высокая, с длинной шеей, с немного большим ртом, с немного приподнятым носом».


Леди Ия Абди (Ия Ге), годы жизни 1897 - 1992.

Обеих Толстой списал с внучатой племянницы художника Николая Ге, которую звали Ия, в девичестве – Ия Ге. Она была моложе писателя на пятнадцать лет, и они были мало знакомы – Толстой приятельствовал с отцом Ии, работником театра. Но внешность девушки, видимо, произвела на Алексея Толстого впечатление, так что он, поначалу, подарил эту внешность своей юной героине, Аэлите.

Роман «Аэлита» был написан в самом начале 1920-х годов, а «Гиперболоид» писался на пять лет позже. За это время в сульбе Ии Ге произошли драматические перемены.



Еще до революции Ия уехала за границу – родители отправили дочь на учебу в Швейцарию. Первая мировая и революция не дали ей вернуться на Родину, она вышла в девятнадцать лет за голландского предпринимателя, родила сына и вскоре развелась.

В чуть за двадцать Ия переехала в Париж и устроилась работать манекенщицей в один из модных домов. Там ее увидел английский баронет Роберт Абди, влюбился и сделал предложение. Так Ия Ге стала леди Ия Абди, под этим именем она и стала знаменита.

Брак с баронетом тоже не заладился, и через пять лет пара разошлась, но имя и титул дали Ие пропуск в высший свет. Она немного поработала в модном доме Коко Шанель, но ушла почти со скандалом – посчитав, что Коко ворует ее идеи.


Ия Абди в 1929 году (в костюме от Шанель) и в 1934-м году.

Дальше Ия Абди ведет жизнь светской львицы, снимается для модных журналов, водит дружбу с модельерами, сама придумывает оригинальные аксессуары и появляется с ними на публике. Снимается в кино – в небольших ролях, похоже, ее приглашали ради ее имени на афише. Дожила она до 95 лет и умерла всего каких-то тридцать лет назад!

И вот именно этот светский и блестящий период жизни молодой леди Абди, известной Алексею Толстому как дочка приятеля Ия, послужил для писателя источником вдохновения для создания образа светской львицы Зои Монроз. Зоя, кстати, в романе совсем не пустая фигура и ведет свою сложную игру, преследуя амбициозные цели.

В кино роль роковой красавицы Монроз досталась двум актрисам.


Наталья Климова в роли Зои Монроз, 1965 г.

Первой Зою сыграла в 1965-м году актриса Наталья Климова, которая снималась очень мало, но которую знают, пожалуй, все – ее роль Снежной Королевы стала ее визитной карточкой. Не думаю, что режиссер, выбирая актрису на роль Зои, знал о леди Абди, но эта киноверсия русской авантюристки в Париже очень совпала с ее прототипом.


Нонна Терентьева в роли Зои Монроз, 1973 г.

А в 1973-м году была снята альтернативная экранизация романа Толстого – «Крах инженера Гарина», где Зою играла Нонна Терентьева. Нонна – актриса, которую называли русской Монро, русской Гретой Гарбо и даже русской Марлен Дитрих, очень красивая и нежная, и мало реализовавшаяся в кино. Ее Зоя Монроз совсем не такая, какой представлял героиню Алексей Толстой, но зато в этой киноверсии образ Монроз раскрыт очень подробно и с интересными деталями характера.


Нонна Терентьева в роли Зои Монроз, 1973 г.

Друзья, любите раннюю советскую фантастику? Какая из киноверсий Зои Монроз кажется вам более удачной?
Tags: историческая личность, кино, литература
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Спасибо!
Совершенно не знал этой истории
Спасибо )
Всегда удивляюсь, когда оказывается, что какие-то известные литературные герои не придуманы полностью, а списаны с настоящих людей. И можно сравнить )
занимательная история.
НФ начала прошлого века выглядит наивно и трогательно, но она мечтала, а сейчас фантастика в основном фантазирует.
Как думаешь, сто лет назад люди оптимистичнее смотрели в будущее? Ждали от него только самого лучшего, а сейчас наоборот?

andrey_kozlow

10 months ago

dombusin

10 months ago

andrey_kozlow

10 months ago

dombusin

10 months ago

andrey_kozlow

10 months ago

dombusin

10 months ago

andrey_kozlow

10 months ago

dombusin

10 months ago

andrey_kozlow

10 months ago

dombusin

10 months ago

andrey_kozlow

10 months ago

dombusin

10 months ago

andrey_kozlow

10 months ago

caith_sith

10 months ago

dombusin

10 months ago

caith_sith

10 months ago

Климова внешне похожа на Монроз )
Тоже подумала, в некоторых ракурсах - очень )
Если бы сейчас взялись снимать еще одну версию, к столетию книги, запросто могла бы она сыграть, по возрасту подходит еще.

barmaglotius

6 months ago

Бедная Тереньтева, зачем же из нее Монро попытались сделать. Такая красивая женщина и так не идет ей вот этот образ со светлыми кудряшками.
Я подумала - это вот именно от того, что в ней видели возрожденные образы звезд раннего кино - Гарбо и Дитрих, поэтому взяли на эту роль. Поэтому такие брови и все остальное.
Правда, у Толстого действие романа должно быть в 20-х годах, но мода 30-х гламурнее и блестящее, решили, кто там разберет. Сделали такую Монроз ))

queen_of_charn

10 months ago

dombusin

10 months ago

queen_of_charn

10 months ago

dombusin

10 months ago

queen_of_charn

10 months ago

dombusin

10 months ago

queen_of_charn

10 months ago

dombusin

10 months ago

С ведущей ТВ Марии Бондаревой уже делают секс
вот это популярность
и она должна с них поиметь МНОГО

см #комплекснаякабинкаудовольствия
Петр Петрович Гарин и Павел Иванович Чичиков - два любимейших литературных персонажа. Два гения, погребенных под мелкими ударами коварного рока.
Ну а Зоя в обоих экранизациях - совсем не та, что реальный прототип - не дотягивают.
Читала, как долго Толстой редактировал свой роман - уже десять лет прошло с первой публикации, а он все вносил изменения.
В некоторых вариантах были намеки, что Гарин украл свое изобретение у ученого-геолога (кажется, Мальцев, в романе), но потом это было исправлено автором, потому что тогда распадался сюжет. Ведь неуч и вор чужих идей не смог бы технически реализовать это все.

kauri_39

10 months ago

dombusin

10 months ago

kauri_39

10 months ago

sorokin_anonym

10 months ago

hilderun

10 months ago

dombusin

10 months ago

Терентьева - лучшая Монроз) хотя экранизация, на мой взгляд, не очень удачная. Да и предыдущая тоже.

Мне интересна ранняя советская фантастика, удивляюсь, что при нынешней сериаломании никак не снимут хороший смотрибельный сериал по "Гиперболоиду" или по произведениям Беляева. Там тоже нет удачных экранизаций, кроме Человека-амфибии.
Тоже думала об этом, что начали по второму кругу снимать ремейки старых историй, при этом куча классных идей остается за бортом кинематографа.
А ведь как можно это все снять, с современными возможностями )
Всё читала, а фильмы уже и забыла) Интересная внешность у Ии, вопросов нет)
Интересная у нее судьба, ровесница 20-го века и долгожитель. Увидела и революцию и перестройку )

shiro-kino.ru

10 months ago

Кстати, удивлен тому, что всякие там бондарчуки клепают ленты про инопланетян и не хотят сделать очередной "Гиперболоид".
Да, очень жаль. Так много нереализованных в кино фантастических миров )
Всегда удивлялась, что не экранизировали Желязны.
А Гиперион Симмонса собирались снимать, но что-то заглохло.
Терентьева и Климова вызывают в памяти Жванецкого:

"...А образованность в Петербурге не идет пока. Аристократизм в Петербурге пока не идет. Если герой просто сидит — еще ничего, а как рот откроет — так пока не идет.

Или там собственное достоинство, вот эта неприкасаемость личности — чувствуется, что ему рассказывали, может, требовали, ругали, по больничному не платили, чтоб сыграл он это чувство этого достоинства. И он сам, видимо, хочет,и голову поднимает, и на цыпочки, но еще не знает, как.

Женская гордость, так чтоб изнутри — тоже пока не доносит. Вздрагивает, косится куда-то, как-то ничего хорошего не ждет — это еще чувствуется.

Граф английский тоже неловко, боком, все боится к себе в замок зайти. Ну, если пиджак от шеи на четверть метра отстает, и шейка, как пестик в колоколе, как же ты аристократизм покажешь? Если штаны и пиджак надо непрерывно поддерживать? Или руку королеве целовать, или панталоны держать. И руку пока у нее тоже надо искать. Она ж тоже пожать норовит.

Трудно идет любовь. Не сам факт, а постепенная такая, со взглядами..."
))
Мое любимое из Жванецкого:
" Девочки, совет от души: если решили напиться, то последнюю рюмку надо закусывать сим-картой! "

"Выслушав меня, мой психолог записался к своему..."
Все-таки Климова.
Терентьева, конечно, больше похожа на балерину ( а Зоя балерина). И приподнятость носа налицо. Климова такая мощная и грозная, что двумя пальцами задушит (сужу по этому фото).
Видела только сериал с Терентьевой. Хороший кастинг, но режиссура, операторская работа, костюмы и пр. - всё очень слабо.
Кудряшки у Терентьевой не 1930-х и не 1930-х, а 1970-х, когда снималось. Всё там плохо в этом кино.
Мне Климова нравится, у нее черти в глазах))) а Терентьева действительно, слишком нежная для Зои.

sorokin_anonym

July 2 2020, 19:43:29 UTC 10 months ago Edited:  July 2 2020, 19:45:40 UTC

Странно, но повторяемые детали в описании героинь - приподнятый нос и большой рот - не имеют ничего общего с внешностью Ии Ге, у которой нос выраженно прямой, даже длинноватый, а рот достаточно маленький. По-моему, типаж мог быть списан и с Ии, но не только с нее, там явно замешана еще какая-то барышня.

Мне очень нравится кастинг в "Крахе" и нравится нерв фильма, хотя по настроению и атмосфере это не экранизация, а некая фантазия режиссера, художника или сценариста на тему двадцатых, причем скорее карикатурно-непманских, чем карикатурно ревущих (в 70е вообще была мода на двадцатые годы). Зоя в этом фильме - эдакая "стервозная дамочка", что актриса и сыграла, но это, как мне кажется, не ее трактовка, а режиссерская. Фильм по эстетике и идейным посылам вообще смахивает на, прости Господи, "корону российской империи", так и ждешь, что Белявский или на худой конец Кайдановский возьмет гитару и запоет про русское поле...
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Featured Posts from This Journal