Образ Родины-матери, пожалуй, самый узнаваемый из плакатов времен Отечественной войны. Он был создан и мгновенно размножен миллионными тиражами в самые первые дни войны.
Плакат создан грузинским художником-иллюстратором Ираклием Тоидзе, который сам рассказал историю появления этого образа.
По словам Ираклия Тоидзе, он узнал о начале войны от своей жены, Тамары, которая, испуганная и разгоряченная, вбежала в его мастерскую утром 22-го июня. Тамара вскинула руку назад, в сторону радиоприемника, и смогла произнести только одно слово: «Война!».
Легендарный плакат и Тамара Тоидзе в возрасте 50 лет.
Жест жены показался художнику таким ярким, спонтанным и благородным, что он решил немедленно написать его. Тамаре Тоидзе пришлось несколько часов позировать в той позе, которая поразила ее мужа, в процессе работы Ираклий решил, что это будет плакат, и что женщина на нем будет старше.
Тамаре в тот год было 36 лет, и у нее была выраженная кавказская внешность, поэтому Тоидзе «состарил» свою героиню и придал ей славянские черты. Он намеренно упростил и обобщил образ женщины так, чтобы сделать его понятным и «своим» широкому кругу людей.
Ираклий Тоидзе, снимок 1965 года
Эту версию, о вбегавшей в мастерскую Тамаре Тоидзе, поддерживали все члены семьи художника. Но есть и альтернативные версии появления плаката, например, мнение бывшего резидента и перебежчика Виктора Суворова, в постперестроечное время ставшего известным как писатель-ревизионист.
Суворов считает, что плакат был нарисован и размножен за год до войны, и тиражи его заранее были под грифом «секретно» распределены по городам. И что, якобы, уже 22-го июня плакат появился на стенах военкоматов каждого населенного пункта.
Плакаты Ираклия Тоидзе 1947 и 1959 годов
Однако, в пользу версии Ираклия Тоидзе свидетельствует ряд документов. Самый ранний из сигнальных экземпляров плаката, хранящихся в Российской государственной библиотеке, датирован 4 июля 1941 года - когда и был подписан в печать первый тираж этого плаката. А в газетах плакат появился и того позднее – первыми его напечатали «Известия» 13 июля 1941 года.
Страница "Известий" от 13 июля 1941 года, с иллюстрацией плаката
По официальной версии, массовое тиражирование плаката было налажено только через месяц после начала войны – напечатали больше миллиона экземпляров. А затем допечатали еще пять миллионов копий, в том числе и в открыточном формате – многие фронтовики носили такие открытки в кармане, вместе со снимками близких.
«Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, госучреждениях и колхозных конторах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, да и просто на улицах, на заборах, на стенах, в домах и на кухнях. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…», - писал сын Ираклия Тоидзе, Александр.
Иллюстрации Ираклия Тоидзе к поэме Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре", 1937 год
Сейчас оригинал рисунка Родины-матери хранится в Третьяковской галерее, а после войны Тоидзе сделал еще десять авторских копий рисунка для военных музеев разных городов.
Ираклий Тоидзе стал автором еще ряда плакатов, но не один из них не принес ему такой славы, как «Родина-мать». Также живописец известен как популяризатор грузинской культуры – он автор иллюстраций к поэме Руставели «Витязь в тигровой шкуре», и даже написал портрет молодого Сталина, читающего все того же Руставели.
Живописные работы Тоидзе - "Сталин, читающий Руставели", 1948 г. и "Борьба Тариэля с тигрицей", 1966 г.
Друзья, что для вас дата 22 июня, насколько она эмоционально окрашена и памятна вам?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →