DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Categories:

Секреты марокканской мозаики



Каждый, кто бывал на Ближнем Востоке, обращал внимание на обилие декоративной керамической облицовки – цветными плитками выложены фонтаны, колонны и целые фасады.

Особенный стиль облицовочной керамики, так называемая «марокканская мозаика» (зулляйж или зеллидж на арабском) – когда мелкие цветные плиточки различной формы образуют сложные геометрические узоры.

Эта техника существует едва ли не тысячу лет и подразумевает огромное количество ручного труда. Удивительно, но и в наше время существует множество мелких кустарных мастерских, которые работают в точности так, как это было века назад.



В Марокко есть город Фес, который считают родиной марокканской мозаики – в нем особенно много мастеров, выполняющих заказы на изготовление сложенных вручную облицовочных панелей.

В исламской традиции запрет на изображение животных и людей, поэтому для декора используют геометрические орнаменты – за столетия умельцы научились выкладывать очень сложные и прихотливые узоры, используя много цветов на одном панно.



Мелкие элементы мозаики нарезаются из обычных квадратных глиняных плиток – их покрывают цветной глазурью и сушат в огромной печи.

Потом мастер берет такую плитку и трафарет и наносит на плитку границы будущих фигурных мозаичных элементов. С помощью острого молотка точными движениями плитка раскалывается на части – мастер старается расколоть ее так, чтобы можно было использовать максимальную площадь и сделать больше цветных фигурок.



Тем же острым молотком из каждого кусочка по трафаретным линиям высекается элемент будущей мозаики. Мастера работают быстро, ловко и привычно, но процесс все равно очень долгий – ведь эти элементы бывают довольно сложных форм, а их края должны быть выведены точно, чтобы мозаика сложилась.



Загадка, почему нельзя сразу формировать глиняные фигурки нужной формы – это должны быть явно менее трудозатратно, чем высекать из готовых квадратных плиток. Видимо, в этом весь смысл – должно быть трудоемкое ручное производство, в том же виде, как тысячу лет назад. И неровности отдельных плиточек добавляют шарма в готовые панно.

Затем из маленьких фигурных элементов складывается большое панно – здесь уже есть разные техники, в зависимости от того, для какой поверхности готовится облицовка. Чаще всего узор складывается «вслепую» - когда все плиточки перевернуты глиняной стороной. Но опытные мастера безошибочно выкладывают из тысяч повернутых обратной стороной керамических фигурок сложнейшие узоры.



Высеченные фигурки укладываются встык, чтобы между ними почти не было промежутков. Секретом закрепления панно из таких фигурок стала особенная форма каждого элемента. Обратная глиняная сторона делается со скошенными стенками, поэтому на лицевой стороне мозаики зазоров нет, а на обратной их достаточно, чтобы скрепить разложенные фигурки глиняной затиркой.



Каких-то полсотни часов ручного труда, время на застывание скрепляющей затирки – и готово, очередная декоративная панель ждет своего заказчика.

Говорят, никогда не устанешь смотреть на огонь, воду и когда кто-то работает ) В этом смысле видео про ручное изготовление марокканской мозаики - лучший релакс.



Друзья, а вы цените какую-то вещь больше только за то, что в ней вложено много ручного труда?
Tags: архитектура, как это сделано, культура, традиции
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →