Природе требуются сотни и тысячи лет, чтобы создать красивый камень.
У человека получилось сделать не хуже всего за десятилетия – но случайно и почти смешно. Результатом стали уникальные редкие камни, чьи месторождения случились в старых автомобильных цехах Детройта.
Этот камень назвали по месту нахождения – детройтским агатом или просто фордитом, его выносили из лакокрасочных цехов завода Генри Форда и других автогигантов. Это – окаменевшие слои автомобильных красок, годами копившиеся на полу и ленте транспортера, где красили машины.
Дело в том, что до 80-х годов прошлого века покраска автомобилей происходила вручную, из пульверизаторов, а после свежепокрашенные детали просушивали в специальной печи. Капли краски щедро разлетались и осаждались на металлические рамы, которые удерживали детали в печи, стены и пол лакокрасочных цехов. Засыхающие, еще и подсушенные теплом, красочные слои твердели до состояния камня, раз за разом наращивая толщину отходов.
Кто первый придумал резать и шлифовать эти культурные слои как настоящие камни – неизвестно, но необычные наслоения краски были замечены давно. Рабочие отбивали их ломом и раздаривали детям как забавную вещицу. А с семидесятых на камень обратили внимание дизайнеры украшений, приезжавшие на заводы, чтобы отковырять наслоения краски прямо с пола мастерской.
С изменением технологии покраски накопление фордита прекратилось – современные окрасочные технологии не дают краске пропадать в таких количествах. Поэтому имеющийся «в природе» фордит стал редким исчезающим рукотворным минералом, для его «добычи» старатели обшаривают старые цеха Европы и Америки.
Знатоки и любители фордита сходу и с первого взгляда угадывают не только место «происхождения», но годы накопления камня – цвет фордита может многое рассказать об автомоде своего времени. В сороковые людям нравились темные машины, и красили их эмалями, а в 60-х автомобили стали покрывать лаками самых ярких цветов.
В фордите из Детройта красочные слои перемежаются слоями серой грунтовки, а в камнях Огайо преобладают коричневые, зеленые и оранжевые оттенки – там красили грузовики. Фордит «добывают» и на фабриках Европы, и даже у нас иногда появляется «уральский фордит», но с каждым годом предложения все меньше.
Уже сейчас камень стоит дороже любого природного поделочного камня, от трех долларов за грамм. Так что, если хотите купить – не тяните, с годами он станет совершенным раритетом.
Правда, недавно нашлась замена фордиту – похожие слои краски накапливаются на стенах заброшек, где водятся художники граффити. Местами такие слои уже достигли солидных размеров, и кое-кто уже пытается делать с ними украшения. Названия этому камню пока не придумали – по привычке называют фордитом, хотя при чем здесь уже Форд.
Друзья, как вам агаты, созданные кропотливым трудом детройтских рабочих?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →