DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Categories:

Корона на завязочках



У selyanka1 прошла замечательная серия постов про костюмы сказочных героев в наших старых фильмах. В комментариях возник вопрос – что это за странные штуки висят по бокам короны киевского князя Владимира.

Эти подвески характерны для византийских корон, и они – не просто украшение, а имеют предысторию и значение.

Короны, драгоценные головные уборы – это монархические регалии, служащие атрибутами высшей власти, законности, богоизбранности и триумфа.


Кадр из фильма "Илья Муромец", 1956 г.

Первыми такими знаковыми уборами были античные лавровые венки, их надевали победителям спортивных игр или сражений.

На Востоке прообразом короны были декоративные повязки, их называли диадемами. Диадема древнего восточного монарха представляла собой вышитую шелковую ленту, заканчивавшуюся узлом и двумя спадающими с плеч завязками с бахромой. Собственно,  греческое слово диадема как раз и означает «повязка» и происходит от глагола «обвязывать».

Конечно, повязывать голову могли не только цари, но царская диадема имела важные характеристики- она была светлой или белой, и у нее была бахрома на концах завязок. Затем тканевую диадему начали расшивать жемчугом и драгоценностями, и постепенно из расшитой ленты диадема становится сложным наборным украшением на шнурах, которые по-прежнему завязывались на затылке.


Диадемы из ткани - реконструкция, монеты и портрет египетского царя Птолемея VI с лентой-диадемой поверх египетского царского убора

Эволюция диадем хорошо прослеживается по изображениям на монетах.

Шаг за шагом царская диадема становится сплошным обручем и даже шапкой, завязки с бахромой функционально больше не нужны, но они сохраняются как важные и значимые элементы, и переносятся вперед, ближе к вискам, на видное место.

Вот и получилась основная форма византийской императорской короны, бывшая актуальной на протяжении многих столетий - обруч или шапка с подвесками по бокам.


Диадема-обруч, диадема на равенской мозаике и тиара Констанции Арагонской

Эти подвески царской короны в византийском стиле называются катасисты или препендулии, что означает одно и то же -  «подвески» с греческого и латинского языка.

Поскольку киевские князья перенимали византийские обычаи, то и царские регалии, как считается, были сходными. Поэтому князь Владимир из киносказки, по решению костюмера, был одет в византийском стиле, и в соответствующей короне.


Кадр из фильма "Руслан и Людмила", 1972 г.

А вообще, такие украшения носили на Руси традиционно вместе с женским головным убором, и назывались такие украшения - рясны. Они пошли от височных колец, и, по сути, и есть длинные височные подвески к головному убору.


Кадр из фильма "Руслан и Людмила", 1972 г.

Рясны носили женщины разных социальных слоев, это не было признаком принадлежности к определенному сословию. Разница была в материалах – дамы высокого сословия носили рясны из жемчуга и камней, а крестьянки – металлические полые диски (колты) или рясны из деревянных бусин.


Рясны на коронах к костюмированному балу в 1903 году.
Tags: исторические украшения, кино, культура, украшения
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Тиара или диадема?

    Роскошные головные уборы, из драгоценных металлов, украшенные камнями, жемчугом и мехом, служили атрибутами высшей власти с незапамятных времен.…

  • Родина жемчуга Русь

    На многих картинах 17-19 века изображены русские кокошники, сплошь расшитые мелкими жемчужинами, и красавицы в народных костюмах и жемчугах. Но…

  • Почему старые картины зеленеют

    Все, наверное, замечали, что старые картины часто подернуты зеленоватой дымкой, небо зеленовато-оливковое, чистых синих тонов нет совсем. Поэтому…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments