«Постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная», - так описывала модель Густава Климта, Адель Блох-Бауэр, ее племянница.
Портрет Блох-Бауэр – один из самых узнаваемых живописных образов, недавно была выпущена невероятная коллекционная Барби в образе «золотой Адели».
Семья Блох-Бауэров принадлежала к слою крупной буржуазии и венской элите, в их салоне собирались самые известные европейские живописцы и писатели начала 20-го века. В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт.
Адель Блох-Бауэр четыре раза становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано и в скандале.
Портрет Адели Блох-Бауэр ("Золотая Адель") и фото настоящей Адели
Часто пишут, что «золотой потрет» был заказан мужем Адель Блох-Бауэр, подозревавшем жену в измене с художником, с целью разлучить влюбленных. Дескать, пока Климт будет делать множество набросков, и пока Адель будет позировать, обоим это надоест, и они рассорятся и расстанутся.
Основой для этих слухов стала история создания «Золотой Адели» - Климт действительно писал ее четыре года, создав более ста набросков. Но любовная история ни при чем, художник долго экспериментировал с разными вариантами положения рук и головы, использовал сложную им самим разработанную технику нанесения позолоты – вернее, комбинацию восьми способов золочения, от краски до золотой фольги.
Наброски Климта к потрету Адели
На самом деле, Густав Климт написал четыре портрета Адели Блох-Бауэр, и до золотого портрета были еще две «Юдифи», поэтому, если между художником и моделью и была любовная связь, то она случилась задолго до знаменитого портрета.
Впрочем, никаких серьезных доказательств их связи нет.
Просто картины Климта производят ошеломительный эффект, так, что сложно представить, что за ними не стоит большое чувство. А на современников художника они тем более производили неизгладимое впечатление.
Вот как описал свои ощущения от картин Климта его друг Альфред Басс: «Когда я увидел "Саломею" Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его "Поцелуй" – понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к "Юдифи" – осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью».
Картины Климта "Юдифь II" (которую называли "Саломеей"), "Поцелуй" и Юдифь I. Обе "Юдифи" написаны с Адели Блох-Бауэр
Кстати, богатый супруг Адели, Фердинанд Блох-Бауэр, был настоящим другом и меценатом Климта (и вряд ли чувствовал себя обманутым мужем). Он выкупил не только оба портрета жены – золотой, и еще один, написанный позднее, но и ряд живописных работ.
Адель Блох-Бауэр умерла очень рано, ей было всего 43 года. Она завещала передать ее портреты и другие картины Климта из семейной коллекции в Австрийскую национальную галерею. Но ее муж Фердинант выполнил ее волю лишь частично, а в начале 21-го века «Золотая Адель» и вовсе покинула Австрию – последняя наследница Фердинанда, американка Мария Альтман, воспользовалась своим законным правом и истребовала картины из венской галереи.
Мария Альтман, забравшая свое наследство за океан
Дело в том, что муж Адели перед войной уехал из Австрии, бросив имущество, картины попали в руки нацистов. После войны Австрия оставила самые значимые картины в государственных музеях, позволив наследникам вывезти часть их собраний. Но в конце 20-го века в Австрии был принят новый закон о реституции предметов искусства, воспользовавшись им, Мария Альтман через суд получила право собственности на "Золотую Адель".
Австрия предприняла беспрецедентные меры, чтобы выкупить картину - собирались пожертвования, велись переговоры с банками о кредите. Однако новая владелица картин решила поднять в два раза объявленную изначальную цену выкупа, до 300 млн долларов, а такую сумму было не собрать. Австрия отказалась от выкупа картин, и пять полотен Климта улетели за океан.
Получив картины, племянница Блох-Бауэров тут же их продала, так что теперь они вряд ли вернутся в австрийские музеи, как того хотела их прежняя хозяйка Адель.
Остается только любоваться на красавицу-куклу.