В Эрмитаже хранится прекрасный кружевной веер французской работы, стоивший в свое время целое состояние.
Он изготовлен в год воцарения Александра II и принадлежал представительнице богатейшей семьи, Татьяне Юсуповой. С этим веером связана история ее почти тайного замужества.
Татьяна Юсупова, урожденная графиня Рибопьер – потомок целого ряда славных дворянских фамилий, от Потемкиных до Бибиковых.
С юности она была влюблена в своего двоюродного брата, Николая Юсупова, и он был влюблен в нее. Но их брак никак не мог состояться из-за близкого родства – у них была общая бабушка, правда, родившая их родителей в разных браках, дедушки были разные у них. Против брака кузенов была мать молодого человека, и сам император Николай I тоже не соглашался дать разрешение на их женитьбу.
Николай Юсупов и Татьяна Рибопьер
Накал их любви достиг того, что влюбленные собирались бежать и венчаться, уже был составлен план «похищения» невесты, в котором участвовали друзья Николая Юсупова, тоже, конечно, князья.
Но план раскрылся, и подробности его даже дошли до императора. Руководствуясь благими намерениями спасти молодых людей от несчастья и бесчестья, Николай I велел арестовать молодого Юсупова и везти его в Тифлис на принудительную службу.
Однако годы разлуки не погасили любовь, и, когда Николай I умер, отец Татьяны граф Рибопьер уговорил нового царя, Александра II, не губить счастье молодых людей.
Николай Юсупов и Татьяна Рибопьер на портретах художников С.Зарянко и Ф.Винтерхальтера
Влюбленные поженились, когда невесте было 27, а жениху 29 – оба они все эти годы не соглашались на браки с другими кандидатами. Однако венчаться им пришлось в тайне от Святейшего Синода, с которым договориться не удалось. Церковное руководство еще много лет преследовало чету Юсуповых за брак, не признававшийся, несмотря на разрешение государя, законным.
Старшая дочь этой супружеской пары – та самая знаменитая Зинаида Юсупова, первая красавица Петербурга.
Так вот, в подарок невесте Татьяне Юсуповой-Рибопьер, из Франции был заказан небывало дорогой веер из алансонского кружева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Веер обошелся в тысячу рублей серебром – в те годы это было, например, годовым доходом немелкого чиновника (4-го класса, действительного статского советника), а средняя зарплата была всего 23 рубля в месяц.
Такая огромная стоимость получилась из-за полутысячи рубинов, изумрудов и бриллиантов, которыми были усыпаны края веера. Из эмали и камней были выложены гербы семейств молодоженов, а пластины из слоновой кости были покрыты тонкой и сложной резьбой.
С этим веером княгиня Татьяна Юсупова изображена на своем портрете кисти Винтерхальтера, написанном спустя два года после свадьбы. В это время молодые супруги жили за границей, скрываясь от судебного преследования Синода, который пытался все же признать их брак незаконным.