
Барокко в архитектуре– «ответочка» Римской католической церкви на религиозный раскол и реформацию 16-го века, откусившую от владений Ватикана существенную часть Европы. В пику скромным соборам протестантов, роскошные барочные церкви были призваны наглядно демонстрировать силу, мощь и могущество папского престола.
Стиль барокко вышел из классики и ушел обратно в нее же. Но есть три простых, наглядных, легких в распознавании архитектурных признака, по которым в 99% случаев можно уверенно сказать «это здание барокко».
А заодно и примерно датировать постройку 16-17, максимум 18 веком.
Во-первых, это так называемая «раскреповка».
Тут надо пояснить. Зодчие, творившие в стиле барокко, никогда не считали себя создателями чего-то нового, совершенно отождествляя себя с классикой Античности и Возрождения. По их мнению, они лишь немного делали классический стиль «более лучшим», конструктивно и декоративно (само название стиля барокко закрепилось за ним тогда, когда этот стиль уже закончился).
А в античной архитектурной классике есть важная особенность, называемая «тектоничность». Это означает, что при взгляде на здание сразу понятно, как оно конструктивно устроено - вот вертикальные колонны, на них лежат горизонтальные балки. Самая передняя балка или несколько балок формируют прямой классический антаблемент, горизонтальную часть фасада между колоннами и треугольником крыши.
А раскреповка – это отказ от прямой линии фасада, выдвижение его отрезка по всей высоте, сверху донизу. Обычно выдвигалась та часть, где была колонна, а карниз фигурно обтекал эту колонну поверху, такие колонны и назывались – рескрепованные. Причем, сама по себе раскреповка была изобретена задолго до 16 века, но использовалась ранее как конструктивное усиление строения, те же контрфорсы в готике тоже по сути она же. А в барокко это чисто декоративный элемент, чтоб красиво.

Слева - прямой классический фасад, в центре и справа – барочный раскрепованный.
С развитием стиля барокко и ростом аппетитов по его улучшению фасады раскреповывались все суровее, многократным выдвижением и даже разрывами ордера, и сами фасады становились изогнутыми. Вот такие разорванные карнизы, гнутые фасады, очень характерные для Италии и особенно Сицилии – журавлиная песнь зрелого барокко, его очень характерная черта.

Второй легкий в распознавании признак – овальные формы.
До эпохи барокко овалы практически не использовались в архитектуре, и вообще овал считался просто несовершенным кругом. Само название стиля «барокко» пошло от португальского названия жемчужины искаженной, неправильной формы, а овальные барочные окна сначала так и называли - «перла барокко» (некондиционный жемчуг).
И хотя впервые овальную форму использовал классический зодчий и художник Микеланджело, спроектировав первую овальную площадь, знаменитую площадь Капитолия в Риме, овалы в архитектуре – это признак именно барокко.
Это овальные окна, овальные медальоны, и особенно овальные сглаженные края крыши, часто украшенные спиральными завитками (волютами). Как правило, чем скромнее при этом выглядит здание, тем более раннее барокко перед нами.

Третий признак – обильное использование скульптуры. Однако, здания украшались скульптурными композициями и в другие эпохи, но барочная скульптура особенная. Это гимн роскоши и плоти – пышные тела, сложные вычурные позы, драпировки, музыкальные инструменты в руках извивающихся в танце фигур.
Даже образы святых в барочную эпоху выглядят довольными, упитанными и почти веселыми, а фигуры церковных каноников – едва ли не танцующими.

В отличие от классической скульптуры, где основной темой был героизм, строгость, собранность, сдержанность, жертвенность или скорбь, барочные фигуры олицетворяют пышность, плоть, флирт, заигрывание. Война закончилась, начинается веселье. Если по современному – классические герои на сушке, барочные – на массе.
