
В посте про жемчуг Елизаветы II возник вопрос, может ли королева носить культивированный жемчуг, вроде как он ненастоящий.
Так вот, королева, конечно, скорее всего носит ожерелья из дикого жемчуга, по крайней мере два из трех. Потому что все три ее ожерелья по три нити, которые она любит носить, довольно старые, самое новое из них подарено королеве в 50-х годах.
Но на современном рынке жемчуга дикий жемчуг практически не встречается, т.к. с тех же 50-х годов промысловую добычу дикого жемчуга запретили практически до нуля, во всех странах-производителях жемчуга.
Этот запрет связан с двумя факторами: во-первых, охрана природных экосистем и ценных морских ресурсов. Продуктивность дикой ловли жемчуга чрезвычайно низкая – чтобы найти одну жемчужину ловцы доставали и вскрывали сотни устриц, при этом хороший, качественный жемчуг составлял всего несколько процентов от добытого. Вследствие большого спроса на жемчуг поголовье ценных сортов устриц-жемчужниц было истощено уже к началу 20-го века и требовало охраны.
По этому поводу можно вспомнить повесть Джона Стейнбека «Жемчужина», когда индеец-ловец принес врачу в оплату за лечение ребенка все, что он смог наловить за месяц – всего несколько кривых мелких жемчужин. При этом, каждый день он наполнял свою лодку выловленными устрицами, которые оказывались пустыми.

Женщины-ловцы жемчуга, японский рисунок, 19 век.
Во-вторых, с 20-х годов 20-го века было отработано и налажено выращивание жемчуга на морских фермах, и к середине века культивированный жемчуг полностью покрывал потребности рынка, так что в диком жемчуге уже не было никакой необходимости.
Некоторые страны (Австралия, Новая Зеландия) и сейчас выдают совсем небольшие квоты на ловлю дикого жемчуга, но только в рамках народного промысла (т.е. аборигенному населению), и с большими ограничениями. Например, ныряние за жемчугом с аквалангами запрещено, разрешен вылов только традиционным способом без технического оснащения.
Поэтому, если говорить про общий мировой рынок жемчуга, то культивированный занимает на нем более 95% валовой стоимости, около 4,5% приходится на подделки и имитации, и только доля процента – на дикий жемчуг, в основном добытый до 50-х годов. Причем в количественном измерении, в штуках, дикого жемчуга продается совсем ничтожный объем, просто винтажные жемчуга очень дорого стоят.

Морская жемчужная ферма - выращивание жемчужных устриц
Возвращаясь к теме ожерелий Елизаветы II - одно из них, подаренное эмиром Катара, может быть как из дикого жемчуга (Персидский залив – одно из старых традиционных мест вылова жемчуга) так и из культивированного. Это не делает подарок малоценным – отборный культивированный жемчуг лучших сортов очень дорогой.
Внешне культивированный жемчуг высокого класса никак не отличается от дикого. И, конечно, не считается каким-то неполноценным, ненатуральным жемчугом – он растет в природных условиях, вмешательство человека в зарождение жемчужин, естественно, велико, но это по большому счету всего лишь направление событий по желательному пути.
И главное - можно считать, что другого сейчас все равно нет.
