Уже к 17-18 веку мастера научились имитировать жемчуг так искусно, что сходу нельзя было разобраться.
В посте про искусственный жемчуг Натальи Гончаровой была история, как даже профессиональным ювелирам фирмы Фаберже требовалось разобрать ожерелье, чтобы понять, какие жемчужины в нем искусственные.
Но народ придумал простой, доступный и надежный способ определять натуральное происхождение жемчуга – пробовать его на зуб.Причем на самом деле его пытались не укусить, а поводить жемчужиной по зубам.
Этот способ работал, потому что натуральный жемчуг растет в устрице-жемчужнице много лет, очень постепенно покрываясь все новыми и новыми слоями перламутра. Именно многочисленность тончайших слоев – причина переливчатого перламутрового блеска (почему возникает этот блеск и как наука использует способ ультратонких слоев я писала в посте про дихроическое стекло).
Если взглянуть на жемчужину в микроскоп, ее поверхность будет выглядеть как шершавое нагромождение пластов перламутра, вот так, как на фото справа. Поэтому, если осторожно вести жемчугом по зубу, эти неровные слои будут цепляться за его поверхность (и даже немного скрипеть), и если имеешь небольшой навык распознавания, это цепляние уже заметно и характерно.
Искусственный жемчуг, особенно стеклянный – напротив, совершенно гладкий, и будет скользить по зубу беспрепятственно и бесшумно.
А вот кусать жемчужины категорически не рекомендовалось – ведь они стоили иногда целое состояние. Если были сомнения, не алебастровый ли это шарик, покрытый перламутром (или шарик из массива раковины) – внимательно рассматривали отверстие жемчужины, чтобы выявить края окраски. Или царапали чуть-чуть у отверстия иглой – искусственная перламутровая эмульсия из вываренной рыбьей чешуи держалась очень нестойко.