Барбара Брыльска вспоминала, что на съемках «Иронии судьбы» ей не нравилось решительно все – не нравился партнер Мягков, не нравилось целоваться с женихом Ипполитом - Яковлевым и особенно не нравилось платье горчичного цвета, которое ей подобрали на Мосфильме.
С платьем известная история – платье Нади взяли со склада, оно уже «играло» в одной киноленте трехлетней давности и было на взгляд польской актрисы отчаянно старомодным.
Платье в фильме «Ирония судьбы» (1975 г.) и «Опасный поворот» (1972 г.)
К съемкам «Иронии судьбы» костюмер подновила платье золотистой пряжкой, укоротила и подогнала по фигуре – и сразу после выхода фильма на экраны образ Нади Шевелевой стал хитом. Залежавшееся на складе горчичное платье обернулось нестареющей классикой.
Мама рассказывала, какой ажиотаж наступил после премьеры – знакомые дамы выискивали вискозные ткани «как у Нади», охотились за выкройками, осаждали портных. «Надино платье» вмиг стало легендарным, и было таким на протяжении чуть не двух десятков лет – пожалуй, только платье в горошек красотки Джулии Робертс повысило ставки и стало новым кумиром.
Пару лет назад оказалось, что платье сохранили! К 90-летнему юбилею Рязанова, в 2017 году, его выставили в Манеже вместе с другим узнаваемым реквизитом к любимым фильмам. А на следующий год платье мелькнуло в программе «Модный приговор» с участием Барбары Брыльской.
Платье Нади Шевелевой в программе «Модный приговор» и на выставке «Необьятный Рязанов».
А вот золотистые короткие бусы, которые Надя Шевелева надела к платью, не сохранились и не выставлялись (в «Модном приговоре» показали похожие, но не те), о них забыли – а ведь они тоже, пожалуй, интересная вещь.
Ведь именно они надеты с платьем в первый его, платья, выход – в киноверсии пьесы «Опасный поворот» 1972 года, на актрисе Антонине Шурановой. Костюмер укоротила их для роли Барбары Брыльской, но это явно те же самые бусы – из двуцветных черно-золотых стеклянных бусин-брусочков, однозначно чешского производства.
Чешская бижутерия (обычно – фирмы «Яблонекс») была очень популярна в СССР в 70-е и 80-е годы, и вот такие стеклянные бусины из непрозрачного цветного стекла с золотистым напылением (люстром) очень характерны для чешского производства.
Правда, бусы как у Нади, с люстром, производились чехами преимущественно в 60-е годы, а в середине 70-х, когда снимали «Иронию судьбы», бижутерия была другой – крупнее, ярче, больше стразов. Так что, скорее всего, и бусы эти Барбаре Брыльской модными не показались ))
Современные чешские бусины с люстром