DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Category:

Откуда у простой голландской девушки жемчуг


Огромные парные жемчужины, как у девушки с известного портрета, в 17-м веке стоили баснословных денег. Хотя после великих морских открытий жемчуг перестал быть редким гостем в Европе, крупные ровные жемчужины были единичны и ценились как самые дорогие драгоценные камни.

Реставрация знаменитой картины в 90-х годах дала вероятные ответы на вопрос, что носила вермееровская девушка.Когда картину очистили от пожелтевшего лака, копоти и случайных пятен краски, оказалось, что жемчужина не только чрезвычайно велика для натуральной, но и блестит слишком ярко, почти металлическим блеском, отражая белизну воротничка героини.

Наследие Яна Вермеера не слишком обширно, но интересно деталями одежды и аксессуаров, которые «ходят» из картины в картину. Знаменитые жемчужные сережки, как и золотистая накидка с горностаями, отметились чуть ли не на десятке его картин, скорее всего – эти вещи принадлежали семье художника, и он использовал их как любимый реквизит.



Что могла приобрести не очень бедная голландская семья в 17-м веке из броского жемчугообразного? На самом деле, даже если не считать версии сережек из дутого серебра или олова, вариантов искусственного жемчуга было довольно много.

Это могли быть алебастровые, ракушечные или фарфоровые основы, покрытые «жемчужной» эссенцией, получаемой из рыбьей чешуи. Но такие «жемчужины» не были долговечны, тонкое покрытие быстро портилось – а по наследию Вермеера видно, что серьги верой и правдой служили как минимум не одно десятилетие, ведь он писал всего 1-2 картины в год.

Скорее всего, на картине «Девушка с жемчужной сережкой» нарисован так называемый «венецианский жемчуг» - шарики из дутого стекла, покрытые перламутровой эссенцией изнутри, и дополнительно залитые воском, для веса.

Такой искусственный жемчуг был впервые изготовлен в Париже, и был быстро перенят и усовершенствован венецианскими стеклодувами. Итальянцы начали использовать свое секретное опаловое стекло, «латтимо», и  как раз в 17-м веке, когда творил Вермеер, такие жемчужины стали так популярны, что во всей Европе назывались венецианскими, и лишь в самой Венеции – французскими.
Tags: вермеер, жемчуг, искусство, история, как это сделано, украшения в живописи, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments