Перед новым годом в Санкт-Петербурге прошла необычная культурная акция: тысяча взлетевших дронов собрали своими огоньками в вечернем небе силуэт никогда не существовавшей колокольни Смольного собора.
Вернее, эта колокольня была полностью спроектирована, и ее строительство началось в запланированные сроки вместе с самим собором, но по ряду причин стройка закрылась, фундамент колокольни закопали. Сохранились подробнейшие чертежи и эскизы колокольни, так что совершенно нет сложности представить, как она смотрелась бы в ансамбле Смольного монастыря.
Вот видеоролик взлета дронов
Если бы колокольню возвели так, как запланировали, она стала бы на тот момент высочайшим зданием Европы.
Автором проекта был любимый архитектор императрицы Елизаветы Петровны Бартоломео Растрелли, чьи знаменитые творения, Зимний, Воронцовский и многочисленные другие дворцы, определили своеобразие стиля, названного позже «елизаветинским барокко».
Вот так сейчас выглядит Воскресенский собор в Смольном (или Смольный собор, как его обычно называют)
Смольный монастырь строился Елизаветой как вероятное духовное пристанище, где она хотела бы провести свои последние годы, когда, как она предполагала, ей наскучит царствовать. Нескромная роскошь проекта будущей обители была вполне в духе «веселой императрицы», однако планы постройки нарушили очередные военные траты.
Растрелли предполагал выстроить колокольню в совмещении с надвратной церковью, что характерно для многих русских монастырей. Первый уровень колокольни служил бы воротами, второй занимала церковь, далее должны были идти три яруса под колокола, и завершал колокольню вытянутый верхний ярус с маковкой.
Первоначально высота колокольни планировалась в 140 метров, затем Растрелли увеличил ее до 168 метров – так колокольня становилась новой высотной доминантой Северной столицы, намного превышая высоту шпиля Петропавловской крепости.
Строительство Смольного монастыря началось в 1748 году, и до начала Семилетней войны был выстроен целиком собор и нижняя часть колокольни. Затем стройку пришлось заморозить из-за нехватки средств, а после смерти Елизаветы с проектом было, по сути, все очень неясно.
Екатерине II не нравился растреллиевский стиль, вместо монастыря в Смольном был заведен Институт благородных девиц, а достроил собор внук Екатерины Николай I, и это было спустя почти семьдесят лет после начала строительства.
Колокольню же, которая так и не выросла выше ворот, решили совсем разобрать – в таком претенциозном здании на этом месте уже не было смысла.
Макет, созданный еще до начала строительства
Однако сохранились не только детальные чертежи проекта, но и макет будущего комплекса монастыря, созданный самим Растрелли. Интересно, что в процессе строительства архитектор внес существенные изменения во внешний вид собора по сравнению с макетным, так что еще не факт, что дай ему судьба шанс достроить колокольню, она выглядела бы как планировалось вначале.
Сейчас возникло движение за достройку комплекса Смольного и воплощение изначального замысла Растрелли. Причем с учетом современных технологий и размера городского бюджета построить 160-метровую колокольню не составит большого труда, и воссоздание архитектурного шедевра, по мнению активистов, должно улучшить внешний вид всего района.
Правда, есть и противники, считающие, что это будет обычный новострой, который испортит панораму, закроет некоторые привычные виды на Смольный собор и тем самым понизит ценность всего архитектурного ансамбля.
А пока ведутся споры, в Санкт-Петербурге организовали самую масштабную, на текущий момент, композицию из дронов со светодиодами, которые на десять минут оживили почти трехсотлетний проект знаменитого архитектора.
Как думаете, друзья, стоило бы воссоздать эту высокую колокольню?