DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Categories:

Трамвай на Красной площади



Сложно представить, но по Красной площади сто лет назад ходил трамвай.

Трамвайную линию, огибающую площадь, и делающую петлю у ворот Спасской башни, открыли в 1909-м году, и сразу же начался скандал. Неравнодушные граждане, в числе которых был, к примеру, художник Виктор Васнецов и архитектор Федор Шехтель, активно протестовали.



Трамвай, с его столбами, проводами и вообще всей своей квадратной формой вагонов, по их мнению, разрушил архитектурный ансамбль площади и испортил вид на собор Василия Блаженного.

Об этом активисты начали писать в столицу, царь поручил решать московский трамвайный вопрос Столыпину. По поводу целесообразности трамвая на Красной площади в городской думе Москвы провели открытое голосование, на котором выяснилось, что народ – за трамвай. Именно на площади.



Как оказалось, трамвай привез в центр пассажиров из отдаленных районов города и здорово оживил торговлю на всех прилежащих к площади улицах. Так что торговое сословие требовало оставить выгодный транспорт, простые жители города тоже хотели оставить дешевый удобный транспорт.

Решено было сохранить трамвай, но пойти при этом на уступки ценителям старины. Была убрана трамвайная разворотная петля, линию спрямили, и трамвай теперь не пересекал всю площадь по кругу, а проходил вдоль кремлевской стены.



Так он не слишком раздражал своим вмешательством в архитектурный ансамбль, и при этом остался практически на своем месте.

На момент революции по Красной площади проходило четыре трамвайных маршрута. В связи с тем, что у стены решено было организовать захоронения видных большевиков (начиная с умершего в 1919-м Якова Свердлова), пути снова переложили – ближе к ГУМу.


Строительство второго деревянного мавзолея весной 1924 года - за стройкой виден трамвай

Соответственно и строительство мавзолея не затронуло трамвайных путей, хотя были споры, уместно ли громыхание общественного транспорта вблизи последнего пристанища вождей революции.

И только в 1930-м году трамвай решено было с Красной площади убирать – столбы и провода мешали парадам.



Интересно, что изначальный проект организации общественного транспорта в Москве в начале 20-го века был еще более смелый, чем просто трамвай у самых стен Кремля. Предлагали провести линии скоростных электрических вагонов, построив для них эстакады – и одна из них должна была идти непосредственно по Красной площади.


Дореволюционный проект московского скоростного электрического транспорта

Но это было совсем уже дорого, и проект отклонили.
Tags: архитектура
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Манхэттенхендж

    Через тысячи лет, когда новая цивилизация произведет раскопки на острове Манхэттен и обнаружит тщательно продуманную строгую сеть улиц и…

  • Как дом 17 века нашли внутри дома 19 века

    В Басманном районе Москвы слева от знаменитого дворца Юсуповых, где сбежавшие в эмиграцию князья неудачно спрятали свои сокровища, стоит необычный…

  • Секрет белокаменной резьбы

    Белокаменная русская архитектура поражает воображение, особенно покрытые сверху донизу резными узорами соборы Владимирской земли. Удивительнее…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments

Featured Posts from This Journal

  • Манхэттенхендж

    Через тысячи лет, когда новая цивилизация произведет раскопки на острове Манхэттен и обнаружит тщательно продуманную строгую сеть улиц и…

  • Как дом 17 века нашли внутри дома 19 века

    В Басманном районе Москвы слева от знаменитого дворца Юсуповых, где сбежавшие в эмиграцию князья неудачно спрятали свои сокровища, стоит необычный…

  • Секрет белокаменной резьбы

    Белокаменная русская архитектура поражает воображение, особенно покрытые сверху донизу резными узорами соборы Владимирской земли. Удивительнее…