DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Categories:

Сколько весит золотое шитье



Придворный костюм, сверху донизу покрытый роскошной объемной золотой вышивкой, выглядит неподъемным, ведь золото – очень тяжелый металл.

Однако у золотошвеек прошлого был целый ряд секретов, благодаря которым настоящего золота на вышивку уходило гораздо меньше, чем кажется.

Так и костюм выходил хоть и тяжелым, но все же пригодным для многочасового ношения, и стоимость его, все равно, конечно, страшно дорогого, серьезно уменьшалась.


Камергерский парадный мундир, конец 19 века

Вышивка золотом – один из древнейших способов украшения царских одежд, ему более двух тысяч лет. Чистое золото – металл мягкий, ковкий и тягучий, прекрасно вытягивается в тончайшие нити – из одного грамма золота можно вытянуть три километра нити толщиной намного меньше волоса!

Эту золотую нить называли «канитель», отсюда и пошло выражение «тянуть канитель», ведь процесс вытягивания золотой нити мастером с помощью специальных щипчиков был очень длительным и требовал кропотливого усердия и времени.



Вот такой золотой нитью уже можно вышивать по ткани, но это очень неэкономно, и это лишь один из способов золотого шитья.
Вытянутую золотую струну можно сплющить в тонкую полоску – и такими тоже вышивали. Но чаще всего брали крепкую хлопковую или шелковую нить и обматывали ее золотой, выгоднее всего было обмотать расплющенной полоской фольги – получалась уже толстенькая и объемная золотая нить.

Чтобы еще уменьшить расходы золота, использовали серебряную или латунную основу, которую золотили. Такое шитье, выполненное не чисто золотой, а позолоченной нитью, называлось «золотным»: отличие в одной букве, а материальная выгода налицо.

Внешне золотное шитье такое же яркое, как и настоящее золотое, потому что блеск готовой вышивки зависит не столько от материала, сколько от мастерства вышивальщиц и их умения класть стежки максимально разнообразными приемами.



Ну и наконец, при вышивке золотой нитью не протыкали ткань и не тратили драгоценную нитку на стежки и протяжки с обратной стороны. Нить укладывалась на лицевой стороне по нужной длине и направлению и закреплялась тонким и незаметным шелковым стежком.

А под золотые стежки подкладывали что-то, что создаст вышивке объем – это мог быть картон или береста или черновая вышивка хлопком.

Поэтому придворный костюм, покрытый выпуклым золотым шитьем, на самом деле содержит не так много чистого золота, с большой вероятностью это позолоченное серебро, да и то покрывает только самый верх объемной глади.



Благодаря этому парадный мундир какого-нибудь императороского камергера весит не двадцать килограммов, а «всего» восемь-десять, если считать с пуговицами, лентами и наградами. Нелегко приходилось и дамам – расшитые золотом и с длинными шлейфами парадные придворные платья в строго определенном уставом стиле тоже весили по десятку килограммов.

Известно, например, что свадебный наряд последней российской императрицы Александры Федоровны (платье с шлейфом из серебряной парчи и все расшитое серебром и горностаевая мантия) весил 24 килограмма, так что она едва вынесла венчание, благо оно было укороченным из-за траура по царю Александру III.


Свадебное платье Александры Федоровны весит 10 кг, еще 13 кг - горностаевая мантия и еще бриллиантовые украшения

Стоимость парадной придворной одежды с золотым шитьем часто оплачивалась из казны, потому что могла составлять несколько годовых окладов придворного. Цена складывалась не только из стоимости дорогой материи и драгоценного металла на вышивку, что составляло меньше половины стоимости, но и из труда вышивальщиц.

Не зря царские невесты традиционно жертвовали свои свадебные расшитые золотом и серебром платья церкви, а церковь с благодарностью принимала. Одежда с золотым шитьем разбиралась на детали и использовалась для пошива драгоценного церковного облачения – поэтому среди сохранившихся дореволюционных праздничных облачений высшего духовенства можно встретить большое количество «мирской» тематики шитья.


Облачение, сшитое из подвенечного платья жены Николая I Марии Федоровны
Tags: золото, история костюма
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments

Featured Posts from This Journal