DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Categories:

Кто сломал Сфинксу нос



Одна из самых устойчивых баек для туристов в Египте – рассказы, что Большого Сфинкса расстреливали из пушек солдаты Наполеона, от чего у стража пустыни оказался отбит нос.

Но на самом деле Наполеон испытывал глубокий пиетет перед египетскими памятниками глубокой древности, так что не мог дать приказ на уничтожение монумента.

Кроме того, существуют два рисунка Большого Сфинкса, сделанные европейскими путешественниками задолго до рождения Наполеона. И по этим рисункам можно примерно определить, в какие годы Сфинкс лишился своего носа.


Рисунок датчанина Ф.Нордена, сделанный в 1737 году и впервые опубликованный в 1755 году

Датский капитан Фредерик Норден побывал в Египте в 1737 году и сделал рисунок головы Сфинкса, торчащей из песка – и у этой головы носа уже нет.

А вот на опубликованном в 1698 году рисунке Корнелиса де Брюна, голландского художника и путешественника, Сфинкс изображен еще с носом.


Рисунок Корнелиса де Брюна, 1698 год - нос у Сфинкса еще есть

В средневековой и ренессансной Европе было много рисунков Сфинкса, но именно эти два заслуживают особенного внимания, поскольку точно сделаны с натуры. Остальные европейские художники рисовали Сфинкса по собственным представлениям, чаще всего – в виде женщины с бюстом (Сфинкс и должен быть женщиной с телом льва, поэтому египетский монумент с явно мужским лицом – Сфинкс условный).


Рисунок Яна Зоммера, 1591 год - Сфинкс (слева, за пирамидой) изображен в виде женского бюста и местность в целом не соответствует действительности

У фигуры Сфинкса есть особенности – она сложена из известняка, и в постройку попали пласты с разной плотностью Особенно хорошо это заметно на голове Сфинкса, где толстые слои плотного известняка разделены четырьмя десятисантиметровыми прослойками более мягкого. Мягкий известняк намного быстрее подвергался выветриванию, от чего на лице Сфинкса хорошо заметны горизонтальные полосы.

Эти выветренные полосы впервые из всех европейских изображений Сфинкса были показаны в правильных местах на рисунках де Брюна и Нордена, что и является доказательством того, что рисунки сделаны с натуры. Значит, лицо Сфинкса было обезображено где-то в первой трети 18-го века, между посещениями Египта этими двумя путешественниками.



Чтобы предположить, у кого поднялась рука на разрушение монументальной фигуры, стоит обратиться к средневековым арабским источникам. По упоминанию в них Сфинкса можно судить о становлении ислама в Египте, которому в домусульманские времена местные жители поклонялись как идолу.

Арабы называли Сфинкса «отцом ужаса», но в то же время описывали красоту и гармонию его лица. В начале 13-го века торчащая из песка голова Сфинкса, по свидетельству ученого Абд ал-Латифа, была раскрашена, причем окраска постоянно обновлялась почитавшими Сфинкса язычниками.

Однако ислам наступал, и в конце 14-го века ретивый мусульманский проповедник покусился на языческого идола и отбил ему нос, в арабских хрониках сохранилось и имя вандала и год – 1378. Технически сделать это было вполне достижимо, поскольку огромная фигура Сфинкса покоилась под заносами песка, закрывшего монумент по самую шею.


Снимок 1880-х годов, Сфинкс еще занесен песком, хотя работы по его очистке уже начаты. В хрониках есть неоднократные упоминания о расчистке Сфинкса от песка. Например, во 2-м веке до н.э. одному из египетских принцев было видение, в котором явившийся Сфинкс просил откопать его, обещав за это трон. Принц выполнил просьбу и действительно стал фараоном (Тутмосом IV), хотя по очереди на престол изначально наследником не был.

Есть любопытная теория, согласно которой арабское летоисчисление из средневековых документов неверно привязано к европейскому, и на самом деле все события, описанные в Египте, происходили больше чем на триста лет позднее. Тогда нападение религиозного фанатика на Сфинкса приходится на 1715 год, то есть как раз на время между двумя путешествиями европейских художников, нарисовавших Сфинкса сначала с носом, а потом без.

Слабое место этой теории – предположение о хронологическом несоответствии средневековой истории Египта и сопутствующих европейских событий. Историки очень неохотно идут на такие «исправления» уже давно принятых временных шкал, поскольку к ним давно привязано огромное количество фактов и событий.

Однако именно такая версия неплохо объединяет две самые очевидные датировки утери Сфинксом своего носа – по арабским документам о вандализме проповедника и по рисункам свидетелей-европейцев.


Расчистка Сфинкса от песка окончательно завершилась к 1925 году
Tags: архитектура, история, легенда
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Секреты марокканской мозаики

    Каждый, кто бывал на Ближнем Востоке, обращал внимание на обилие декоративной керамической облицовки – цветными плитками выложены фонтаны,…

  • Легенда о воротах Нотр-Дама

    У кого не перехватывало дыхание при взгляде на шедевры готики, последний и самый эффектный аккорд Средневековья. Удивительно, что никакой другой…

  • Есть ли смысл гадать на камнях Стоунхенджа

    Советский историк и специалист по искусству палеолита Борис Фролов тщательно изучил в 80-х годах схему расположения камней Стоунхенджа и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments

Featured Posts from This Journal

  • Секреты марокканской мозаики

    Каждый, кто бывал на Ближнем Востоке, обращал внимание на обилие декоративной керамической облицовки – цветными плитками выложены фонтаны,…

  • Легенда о воротах Нотр-Дама

    У кого не перехватывало дыхание при взгляде на шедевры готики, последний и самый эффектный аккорд Средневековья. Удивительно, что никакой другой…

  • Есть ли смысл гадать на камнях Стоунхенджа

    Советский историк и специалист по искусству палеолита Борис Фролов тщательно изучил в 80-х годах схему расположения камней Стоунхенджа и…