DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Categories:

Еще раз о кольце Калигулы: почему его датировка вызывает сомнения



Шакко на днях рассказала о сапфировом «кольце Калигулы», которое в прошлом году пытались продать на аукционе.

Про это кольцо известно, что впервые оно «засветилось» в 17-м веке, в коллекции резных камней английского графа Арунделского, а потом в числе прочих гемм графского собрания перекочевало в еще более впечатляющую коллекцию герцога Мальборо.

Золотая вставка в кольце сделана не ранее 14-го века, эта вставка сильно уменьшила размер кольца (так что можно даже предположить, что изначально его сделали для мужчины, но потом с помощью вставки размер уменьшили до женского). По большому счету, какого размера было первоначальное отверстие, и было ли оно вообще, неизвестно.

Прическа женщины на кольце больше соответствует 2-му веку нашей эры, то есть на сто лет позже Калигулы. Но при этом по манере изображения прядей волос искусствоведы датируют резьбу на кольце 15-16 веком.



Портреты супруги Калигулы, предположительно изображенной на кольце, сохранились на нескольких монетах в очень плохом качестве, а рельеф на кольце похож на изображение Цезонии (жены Калигулы), сделанное в 16-м веке для сборника гравюр. Собственно, вся привязка кольца к Калигуле и основана на сходстве рельефа с гравюрой, которая являлась художественным вымыслом и не была основана на исторических изображениях.


Изображение Цезонии из сборника гравюр, изданного Гийомом Руйе в Лионе в 1553 году в сравнении с резным портретом на кольце

Самое удивительное, на мой взгляд, в этом кольце то, что пятьдесят лет назад его оценили на аукционе всего в 750 фунтов. А сейчас его планировали продать за полмиллиона фунтов (правда, никакой информации, что на эту цену нашелся покупатель, пока нет).

Но и полмиллиона фунтов (т.е. 700 тысяч долларов), на самом деле, вовсе не огромная цена за такое кольцо, будь оно действительно историческим и принадлежавшим такой известной фигуре как император Калигула, живший в самом начале нашей эры.

Например, если сравнить с другими историческими сапфирами, то подвеску с сапфиром в 22 карата (около 5 грамм) конца 19-го века продали за три миллиона долларов. Конечно, качество сапфиров в кольце и подвеске сложно и сравнить, но все же цена в семьсот тысяч за античный сапфир выглядит скромной.


Вот этот не очень большой цейлонский сапфир в подвеске, изготовленной в 1886-м году, был продан вчетверо дороже, чем хотели бы продать якобы античное сапфировое кольцо

Судя по всему, в принадлежность кольца Калигуле не верят ни покупатели, ни продавцы. Но есть запасная «античная» версия, что на кольце изображена супруга императора Марка Аврелия Фаустина.


Резной голубой халцедон с изображением Фаустины из коллекции Мальборо (сейчас находится в Национальной библиотеке Франции)

В коллекции Мальборо было больше десятка резных гемм с изображением Фаустины, местонахождение большинства из них сейчас неизвестно, поскольку огромная коллекция распродавалась частями. Но все камни (а их почти восемьсот) были еще до выставления на торги скопированы, и по копиям отлиты бронзовые рельефы.

Так что можно сравнить кольцо с другими изображениями Фаустины из коллекции Мальборо.


Изображения Фаустины из коллекции Мальборо (отливки копий) - все эти портреты сделаны на сардониксе, местонахождение этих гемм сейчас неивестно.

Что касается сомнений, что античные мастера могли обработать сапфир, они, отчасти оправданы, но только отчасти.

Сапфир – очень твердый камень, шлифовать его можно или алмазом или другим корундом. В античные времена ювелиры уже были знакомы с алмазами и умели делать алмазный порошок для шлифовки других камней.

В Европе были очень распространены резные камни (выпуклые камеи и печатки), но резали намного более мягкие минералы, агаты, ониксы, сердолики. Большая часть коллекции Мальборо и состоит из этих камней.


Резной сапфир с изображением, предположительно, Юлия Цезаря. Из коллекции Мальборо, камень был вставлен в золотое кольцо, предположительно в 18 веке. Кольцо было продано в 2019 году за 77 тысяч долларов.

Делать четкие грани на твердых камнях, сапфирах и алмазах, в Европе начали в 15-м веке, до этого времени большинство камней, даже более удобные в обработке, чем сапфиры, шлифовали в форме кабошона. При этом на кольце очень четкие, качественные и ровные грани, что не характерно для античности и даже для средневековья.



В коллекции Мальборо кольцо было не единственным резным сапфиром, всего было десять изделий из резного сапфира, местонахождение половины этих камней сейчас неизвестно. Все эти камни, кроме одного, имеют резные изображения античной тематики – императоры, римские боги, и датировка всех так же не подтверждена, как и у кольца.


Другие резные сапфиры из коллекции Мальборо, сейчас они находятся в Художественном музее Балтимора. Слева - портрет императора Каракаллы, 3 век н.э., справа - Юлий Цезарь

Многие из резных сапфиров коллекции были в 18-м веке подшлифованы и вставлены в золотые кольца и золотые оправы.
Единственная сапфировая гемма из Коллекции, о которой можно сказать наверняка, датируется началом 17-го века, на ней изображение французского короля Анри IV.


Вот такое изображение короля Анри IV на сапфире было в коллекции Мальборо, сохранилась копия

Конечно, даже если сапфировое кольцо было изготовлено в эпоху Возрождения, как датируют его некоторые специалисты, это все равно уникальное украшение. И очень жаль, что такие вещи уходят в частные коллекции и становятся недоступными для изучения, хотя бы для выявления более точной датировки.
Tags: исторические украшения, легенда, сапфир
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments

Featured Posts from This Journal