DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Categories:

Загадочная романовская тиара, не попавшая в официальные каталоги



Восемь лет назад директор библиотеки Геологической службы США, просматривая документы из архива умершего в 1932-м году знаменитого минералога Джорджа Кунца, обнаружил книгу на русском языке.

Книга называлась «Русский алмазный фонд», была датирована 1922-м годом и содержала снимки романовских драгоценностей, оказавшихся в руках большевиков.

Сенсацией стали снимки нескольких украшений, которые по какой-то причине не попали в официальный каталог «Алмазного фонда» Романовых, напечатанный в 1925 году и считавшийся ранее самым полным фотособранием реквизированных сокровищ.


Джордж Фредерик Кунц (1856 - 1932) - американский минералог и коллекционер

Джордж Фредерик Кунц, американский эксперт по драгоценным камням, путешественник и коллекционер минералов, чьим именем назван открытый им минерал кунцит, бывал в России, но задолго до революции.  Каким путем попал к нему сохранившийся, по видимому, в единственном экземпляре фотоальбом с царскими драгоценностями – неизвестно.

Кунц собирал редкие книги по минералогии, вероятно, он смог с чьей-то помощью купить и вывезти самый первый каталог, тираж которого был потом уничтожен.


Ожерелье, брошь и браслет, не оказавшиеся в официальной версии каталога

Четыре «пропавших» их официального каталога украшения – это ожерелье с изумрудами и бриллиантами, браслет из сапфиров и бриллиантов, брошь-бантик из сапфиров и, самое главное – очень красивая тиара с сапфирами, которую сразу же назвали «Волна».

Тиара состояла из девяти крупных овальных сапфиров, окруженных бриллиантовыми петлями, каждая из которых оканчивалась свободно висящими каплеобразными бриллиантами. Эта тиара есть на общем снимке романовских драгоценностей, сделанном в 1925 году.



Почему эти четыре украшения все еще были в России к 1925-му году, но не попали в каталог – загадка. Возможно, они уже были «отложены» для продажи, и их не посчитали нужным сохранить для фотоархива.

Удалось частично отследить только сапфировую брошь в виде банта – ее продали на аукционе в 1927 году в Лондоне.


А вот замечательная тиара неожиданно нашлась на портрете Марии Федоровны из Иркутского художественного музея. Не очень большой портрет, высотой 80 см, был написан самим Константином Маковским, которого высоко ценили в царской семье.

Пропавшая тиара «Волна» на портрете закреплена в качестве драгоценного украшения кокошника. Кокошники были обязательным атрибутом «русского придворного платья», которое ввел еще Николай I, как оказалось, тиары могли крепиться не только на прическу, но и прямо на кокошник, в расправленном виде.


Пропавшая тиара на портрете Марии Федоровны и на эскизе художника Николя Шевалье

Тиары почти всегда изготавливались в виде своеобразного трансформера, чтобы можно было не только носить их как короны, но и раскладывать ожерельем на плечах или, как видно по портрету, прикалывать к шелковой основе народного головного убора.

А сделан кокошник, украшенный сапфировой тиарой, был, похоже, к конкретному торжеству – свадьбе Марии Александровны, дочери Александра II, и сына английской королевы Виктории Альфреда. Эскизы костюмов с церемонии писал художник Николя Шевалье, и сохранился его эскиз платья Марии Федоровны с этим же кокошником.


Эскиз придворного платья цесаревны Марии Федоровны и кокошника с тиарой (художник Николя Шевалье)

Вот так спустя сто лет открываются новые сведения о пропавших сокровищах.
Tags: исторические украшения
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments