DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Category:

Настоящие и вымышленные драгоценности Романовых, доставшиеся в книге Акунина вымогателю



Кто читал «исторический детектив» "Коронация или последний из романов" Бориса Акунина про приключения Эраста Фандорина в год коронации Николая II, обращал, наверное, внимание, на целый ряд замечательных украшений, которые упоминает автор.

По сюжету детектива, злодей международного масштаба похищает малолетнего кузена нового императора, чем ставит все семейство Романовых на грань катастрофы.

Цель похитителя – заявить о себе как о самом могущественном преступнике в мире, и для этого он разрабатывает план срыва коронации и ограбления царской семьи. В обмен на четырехлетнего малыша злоумышленник требует ни много ни мало сам алмаз «Орлов». Но без «Орлова» коронация не состоится, поскольку он входит в состав главных коронных регалий, а изготовить его копию нет времени.


Алмаз "Орлов" весит 200 карат и имеет размеры 3,5х3 см, вставлен в императорский скипетр

Кроме того, есть большие подозрения, что преступник не вернет ребенка и за алмаз. Скорее, он жестоко и напоказ убьет его, чтобы создать скандал и опозорить Романовых перед лицом съехавшихся со всего мира на коронацию высоких гостей.

Поэтому, чтобы выиграть время, царская семья предлагает похитителю сделку – алмаз «Орлов» остается у царя до коронации. За это каждый день Романовы платят злодею «оступные», сначала деньгами, потом преступник требует коронные драгоценности, помельче «Орлова», но тоже очень ценные.

Борис Акунин в своей фандоринской эпопее любит описывать реально происходившие события и реальных исторических лиц. Но часто он немного меняет их имена, хотя они все равно так узнаваемы, что спутать невозможно. Так же и с драгоценностями, которые отметились в «Коронации» - некоторые названы точно, некоторые – выдуманы, но все равно понятно, что бралось примером.


Первое, что потребовал акунинский злодей – «сапфировый бант-склаваж работы лейб-ювелиров царицы Елисаветы», и это вымышленное украшение.


Настоящий бант-склаваж Екатерины II из Алмазного фонда и портрет немецкой принцессы Марии-Луизы, написанный в 1765 году - вот так носили бант-склаваж

Склаваж, в переводе с французского языка, буквально, рабский ошейник – вошедшее в моду в 1760-х годах колье на шею в виде бархатной широкой ленты. На эту ленту спереди крепилась брошь, часто в форме банта, которая и называлась «бант-склаваж».

В Алмазном фонде хранится очень известный бант-склаваж из шпинели и бриллиантов, он был изготовлен мастером Леопольдом Пфистерером в 1764 году для молодой Екатерины II. Сапфирового склаважа в собрании фонда нет, можно, конечно, предположить, что это украшение пропало после революции (известно, что из семисот драгоценных предметов из «Бриллиантовой комнаты» Романовых до наших дней дошло всего 114).


К банту со шпинелью из Алмазного фонда есть еще серьги в том же стиле

Но склаваж точно не мог принадлежать Елизавете Петровне, она умерла в 1761 году, когда такие колье только входили в моду.


Второе украшение, которое затребовал за жизнь принца похититель – «малый бриллиантовый букет с шпинелью из коллекции императрицы», Акунин еще добавляет: "прекрасное произведение работы лейб-ювелира (т.е. придворного) Пфистера".



Такой «малый букет» в Алмазном фонде тоже имеется, это часть парюры (набора) из цветных бриллиантов и шпинели, принадлежавшей Елизавете Петровне. Но автор – не Пфистер (вероятно, имеется в виду Леопольд Пфистерер, ювелир Екатерины II), а Иеремия Позье.


Вот так выглядит целиком парюра Елизаветы Петровны, в состав которой входит "Малый бриллиантовый букет"

Это был любимый ювелир Елизаветы, который стал автором ряда «цветочных» украшений – брошей, парюры и драгоценных букетиков для украшения стола.


Третий выкуп за очередной день отсрочки убийства маленького царского кузена – «бриллиантовый аграф императрицы Анны». Аграф – это большая брошь, которой скрепляли мантию, подбитую горностаем, или просто края корсажа платья.


Пряжка-аграф из Алмазного фонда

Когда речь заходит об аграфе, то это явно еще одно знаменитое изделие Иеремии Позье для Елизаветы Петровны. Огромная брошь-пряжка длиной 25 см, вся усыпанная белыми и желтыми бриллиантами, была в семье Романовых обязательным атрибутом невесты княжеского рода.

Хотя, конечно, в сокровищнице Романовых могли действительно храниться какие-то аграфы Анны Иоанновны или Анны Леопольдовны из тех, что изображены на их сохранившихся парадных портретах. Хотя очень многие старые романовские украшения не дожили до коронации Николая II – они были разобраны в течение 19-го века на более модные и современные украшения для императриц и княжон.


Фрагменты парадных портретов Анны Иоанновны (1693 - 1740) и Анны Леопольдовны (1718 - 1746) - корсажи правительниц скреплены бриллиантовыми аграфами. Изображенные украшения до наших времен не дошли.


Четвертый драгоценный платеж из царской сокровищницы – «эгрет-фонтан из бриллиантов и сапфиров». Это совершенно реальное и знаменитое украшение из Алмазного фонда, изготовленное в 1750-х годах и тоже принадлежавшее императрице Елизавете Петровне.

Я немного писала о нем отдельно. Эгрет - это украшение прически, в которое можно было вставить красивое перо (для пера есть специальное крепление, на фото эгрета это небольшой цилиндр в правой части), но Елизавета Петровна носила эгреты без перьев, сами по себе.




И пятое сокровище – «диадема-бандо в виде цветочной гирлянды из желтых бриллиантов и опалов». Это тоже известное и реальное украшение, правда, опалов в нем нет, только бриллианты и эмаль.



Это украшение входит в один набор вместе с малым цветочным букетом, который оказался у злоумышленника в самом начале истории.  Вся парюра (набор), в которую входили еще и серьги, была создана в 1750-х годах, слово «бандо» означает просто форму диадемы, в виде широкой ленты.

Бриллианты в этих замечательных украшениях с цветами и пчелками выглядят цветными, хотя на самом деле настоящие цветные алмазы – большая редкость, особенно, розовые и голубые. Но в 18-м веке в моде была особенная ювелирная техника, когда под бесцветные бриллианты подкладывали кусочки цветной фольги, и камни казались цветными.


Фрагмент диадемы-бандо покрупнее. Цветными бриллианты делает розовая и желтая фольга, помещенная за прозрачным камнем.


Вот такие замечательные украшения стали «героями» современного исторического детектива, что ж, во вкусе злодею не откажешь.

Друзья, любите детективы? Какой автор детективов самый любимый?
Tags: исторические украшения, литература
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Featured Posts from This Journal