У истории из предыдущего поста есть небольшое продолжение.
Когда роскошная мадам, бывшая куртизанка, известная под именем «маркиза Паива» и ставшая женой самого настоящего и сказочно богатого принца, умерла, ее супруг-принц был еще относительно молод.
Овдовевшему Гвидо Хенкелю фон Доннерсмарку было чуть за пятьдесят. Первое, что он сделал – велел забальзамировать тело почившей жены, с тем, чтобы не хоронить его, а оставить в своем замке нетленным.
Вторая жена князя Гвидо Хенкеля фон Доннерсмарк - Катарина (Екатерина Васильевна Слепцова)
А после, всего через три года, он снова и очень счастливо женился, и снова на россиянке. Его избранницей стала аристократка, уроженка Санкт-Петербурга Екатерина Слепцова, на тридцать лет моложе Гвидо. В браке со знаменитой куртизанкой у немецкого князя (или принца) детей не было, а с Катариной Хенкель фон Доннерсмарк появилось два мальчика.
Екатерина Васильевна Слепцова – тоже дама не простая, первым браком она была замужем за министром юстиции Николая II Николаем Муравьевым, имела от этого брака сына, но потом развелась.
Надо сказать, Доннерсмарки в Германии были семьей примерно уровня Юсуповых – невероятно состоятельное, знатное и знаменитое семейство. Ювелирная коллекция Доннерсмарков была на одном уровне с самыми роскошными собраниями драгоценностей европейских королевских домов.
Самое известное из ювелирных приобретений князя Гвидо для своей второй жены – изумрудная тиара, которая была заказана в фирме Картье около 1900-го года. Тиара состоит из двух частей – бриллиантовый нижний пояс, который можно было носить отдельно, и съемная верхняя часть из одиннадцати очень крупных изумрудов.
Эти изумруды весят в сумме 500 карат (100 грамм) и очень необычно закреплены. Каждый просверлен насквозь, то есть из камней высочайшего класса сделали крупные бусины.
Это выдает происхождение изумрудов. Добыты они были в Колумбии, но вот так грубовато обработать их могли только в Индии, скорее всего, они принадлежали какому-то махарадже.
В Европу они попали в 19-м веке и были некоторое время в коллекции супруги Наполеона III, французской императрицы Евгении (1826–1920). Пути, которыми их доставили до Европы, кто был первым покупателем и продавцом, до сих пор остаются тайной, судя по всему, эти камни постигла судьба многочисленных индийских сокровищ, тайно проданных или просто похищенных или реквизированных у бывших владельцев.
Изумруды из этой тиары считаются камнями очень высокого класса – они идеально подобраны по цвету, ярко окрашены и в них не так много включений. На приближенных снимках хорошо заметны растрескивания внутри камней – но для изумрудов это совершенно типично. Совершенно чистые и целые изумруды – большая редкость, а мы привыкли к продающимся сейчас укрепленным и улучшенным камням, которые обрабатывают маслом, чтобы сделать однородными.
Изумруды снимаются, и остается облегченная версия тиары, только с бриллиантами
Алмазная основа тиары украшена одиннадцатью крупными желтоватыми бриллиантами в форме подушечек и двумя сотнями мелких белых бриллиантов, составляющих узор из колокольчиков и лавровых листьев.
Когда в 1977 году умер последний из сыновей князя Гвидо фон Доннерсмарк, наследники решили продать часть семейных реликвий. Так изумрудная тиара первый раз попала на аукцион и сменила владельца.
А в 2011 году она снова оказалась в предложении аукционного дома Сотбис – и стала рекордсменом по вырученной за нее сумме. Никогда еще ни одна тиара не стоила таких денег – более 12 миллионов долларов. Конечно, если бы драгоценности Романовых продавались бы не тайно, а на открытых аукционах, они бы, вероятно, побили эту цену.