В зале Ассамблеи ООН есть знаменитая темно-зеленая стена, на фоне которой фотографируют всех выступающих на трибуне лидеров держав.
Облицовка стены похожа на мрамор, но на самом деле это совершенно особенный камень, про который многие слышали, но не обращали внимание, как он выглядит.
Чаще всего с этим камнем имеют дело люди, верующие в лечебную силу минералов, и их литотерапевты. И связано это с очень выразительным названием камня – змеевик, он и внешним видом похож на пятнистую шкуру рептилии.
На самом деле, змеевик – это целая группа минералов, которые по научному называются серпентинами (то есть, собственно, змеевиками, но на латинском языке). Есть еще слово «серпентинит» - это горная порода, сложенная серпентинами, в целом, змеевиком называют и сам минерал во всем его разнообразии, и горную породу, если зеленый цвет в ней преобладает.
Некоторые виды змеевика путают с зеленым мрамором, особенно те разновидности, в которых нет выраженных вкраплений, похожих на рисунок змеиной кожи. Именно таким, итальянским змеевиком из Доломитовых Альп, облицована трибуна в Ассамблее ООН и стена позади нее.
На самом деле "зеленая стена" - облицовка задней, более высокой трибуны. Для декора в зале Ассамблеи использовали два сорта змеевика: потемнее с мелким шелковистым рисунком на трибуне для выступающего и посветлее с мраморными разводами - на фоновой стене позади него.
Эта каменная облицовка появилась в зале заседаний с самого начала, она была задумана знаменитым архитектором строения, Ле Корбюзье, в конце 1940-х годов. Вероятно, неяркий сорт змеевика был сознательно выбран автором проекта, чтобы фон трибуны выглядел достаточно торжественно и официально, но при этом не оттягивал на себя внимание от выступающих с трибуны политиков.
Камень змеевик легко режется и красиво полируется, поэтому уже много веков он присутствует в активе европейских камнерезов. Разные сорта серпентина использовались в совершенно различных целях – из самых красивых и редких делали украшения, вазы и дорогие предметы интерьера, сорта попроще шли на облицовку.
Резные подставки из змеевика, Италия, 1880-е годы
Конечно, и лечились этим камнем вовсю, не зря же он так похож на змеиную кожу. Считалось, что змеевик усиливает действие любых лекарств, ведь змея – символ медицины, поэтому из серпентина часто делали бутылочки для снадобий и порошков. И, разумеется, носили с собой амулеты из змеевика – от отравлений и ядов.
Наши Уральские горы – практически кладовая разных видов змеевика, даже Бажов, рассказывая о Хозяйке Медной горы, упоминает этот камень – его приносила ящерка сыну Данилы-мастера, для каменных работ. Многие станции метро, не только в Москве, облицованы уральскими змеевиками.
Колонны, облицованные уральским змеевиком, на станции московского метро
А еще со змеевиком случилась забавная история, которая прокатилась несколько лет назад по всем новостным каналам. Кто-то обнаружил, что каменная крошка, которой отсыпали одну из челябинских дорог, не что иное, как дробленый змеевик.
Посыпать на народные деньги дороги ценным поделочным камнем, куда это годится! Конечно, через некоторое время все прояснилось – щебенка из карьера, где добывали серпентин, была отходами и дармовым материалом, пусть и интересного оттенка. Вот так богата наша уральская земля – что в Ассамблее на главном экране, то у нас лежит на дороге.
Друзья, обращаете внимание на красивые каменные облицовки?