DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Купеческие нравы или почему Катерина из «Грозы» бросилась с обрыва



«У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью дела нет. Только бабы взаперти сидят», - сообщил о нравах вымышленного волжского города Калинова один из персонажей пьесы «Гроза» Александра Островского.
Нам, воспитанным на классической литературе, написанной дворянами, странно такое читать, но, оказывается, купеческие представления о нормах женского поведения были отчасти более свободными.
Если в дворянском мире падение девушки воспринималось как катастрофа, зато на супружескую неверность могли смотреть сквозь пальцы, то у состоятельного мещанства все было наоборот. Девушки до свадьбы вели себя не по-домостроевски свободно, но измена женщины в браке строго порицалась и наказывалась.
Галина Кирюшина в роли Катерины (постановка Малого театра)
Галина Кирюшина в роли Катерины (постановка Малого театра)
Как жалела Наташа Ростова о своем мимолетном увлечении Анатолем Курагиным – это испортило ее репутацию и сорвало помолвку с князем Андреем Болконским. Будь Наташа дочкой купца – никакой трагедии не случилось бы, зато «Анну Каренину» в купеческих семьях наверняка читали «изменившимся лицом».
Можно, конечно, решить, что Островский все выдумал, но остались записки писателя о его наблюдениях во время путешествия к верховьям Волги. «Путевые заметки. Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода» были написаны за несколько лет до издания «Грозы» - Александр Островский был отправлен в своего рода этнографическую экспедицию, по поручению правительства и записал много невероятных для столицы обычаев.
А.Головин, эскиз к постановке пьесы "Гроза", 1916 г.
А.Головин, эскиз к постановке пьесы "Гроза", 1916 г.
«Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит, обнявшись, и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого...
Образ жизни замужних совершенно противоположен образу жизни девушек; женщины не пользуются никакой свободой и постоянно сидят дома. Когда они выходят из дому по какой-нибудь надобности, то закутываются с головы до ног, а голову покрывают, сверх обыкновенной повязки, большим платком, который завязывают кругом шеи.»
Эти заметки Островского касаются города Торжок.
Эскиз декораций Бориса Кустодиева к "Грозе" - ворота дома Кабановых, 1918 год
Эскиз декораций Бориса Кустодиева к "Грозе" - ворота дома Кабановых, 1918 год
О том же пишет и обозреватель творчества Островского, писатель и публицист Павел Мельников-Печерский. «Девушка гуляет, "отгуливает свою девичью долю", но как скоро расплели ей косу русую и покрыли голову повойником, прежние забавы для нее уж преступление, и малейшая неверность мужу наказывается строго, жестоко».
Мельников-Печерский считает причиной таких нравов большое количество старообрядческих семей среди поволжского купечества. «А в раскольнической среде гульба девушек вовсе не считается грехом. Это, по извращенному их понятию, не грех, а только падение. И потому свобода девушек безгранична в этой среде, но горе замужней женщине, если она вспомнит пору девичью, вздумает погулять от мужа».
Дело в том, что старообрядцы сохранили много еще языческих обычаев, которые причудливым образом вплетены в домостроевские правила быта. Девичьи «вакханалии» как раз такие остатки старинных дохристианских традиций, связанных со служением Яриле.
Сцена из постановки "Грозы" в Малом театре - прощание Катерины с бывшим возлюбленным
Сцена из постановки "Грозы" в Малом театре - прощание Катерины с бывшим возлюбленным
Поэтому практически открыто встречающуюся вечерами с молодым человеком незамужнюю золовку Катерины никто не упрекает, зато измена Катерины стала причиной общественного порицания такой силы, что героиня пьесы не выдержала.
Именно поэтому Катерина так тяготится своим тайным романом, не выдерживает и признается мужу и свекрови – это очень серьезный проступок, настоящее преступление против семьи. А признание тянет за собой и казнь – но героиня казнит себя сама, сведя счеты с жизнью. К тому же и любимый бросает ее, так что ничего уже не держит Катерину в жизни, печальная история.
Друзья, помните содержание «Грозы»? Что думаете о Катерине, полностью ли она положительная героиня на современный взгляд?
Tags: литература, традиции
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 43 comments