DomBusin (dombusin) wrote,
DomBusin
dombusin

Categories:

Если Янтарную комнату найдут, в каком она будет виде?



На днях прошла новость, что следы «Янтарной комнаты» в очередной раз найдены, и тайна ее исчезновения вот-вот будет раскрыта. Под бункером последнего коменданта бывшего Кенингсберга обнаружили затопленные помещения.

В них опускали зонд с видеокамерой, которая вроде бы показала какие-то ящики.

Конечно, даже если в этих ящиках – вывезенная из Царского села «Янтарная комната», это только ее часть, и, скорее всего – она полностью испорчена.



Детали воссозданной заново Янтарной комнаты. Для ее восстановления по довоенным снимкам потребовалось более двадцати лет и шесть тонн янтаря


Части «Янтарной комнаты» постоянно находят то тут, то там – на аукционах всплывают предметы или части облицовки помещения. Но ни разу не смогли найти большие скопления элементов комнаты – и этому есть причины, дело в том, что уникальный интерьер оказался в военное время разделен на две неравные части.

Первоначально Янтарную комнату создали как облицовку небольшого кабинета, в самом конце 17 века, для прусского короля. Кабинет так и не был собран, и следующий король подарил этот янтарный кабинет, представляющий из себя наборные янтарные панели и резные элементы, Петру Первому.

У Петра до подарка руки тоже не дошли, да и комплект панелей, присланный немцами, оказался неполным. Зато Елизавета I по достоинству оценила драгоценный интерьер и велела использовать его для своих покоев. Причем из кабинета она сделала целую огромную стометровую комнату – а недостающие площади янтарных панелей восполнили зеркалами и каменными флорентийскими мозаиками.


Единственная оригинальная флорентийская мозаика под названием "Осязание и обоняние", которая сохранилась от старого убранства комнаты. Она была "выловлена" в начале 2000-х годов в Германии, в семье офицера, вывезшего ее из Кенингберга - ее пытались продать. Мозаика изготовлена в 1750-х годах из разных сортов цветного мрамора и поделочных камней в Италии для Елизаветы I.


Окончательно довела до ума Янтарную комнату Екатерина II.

Почему при эвакуации Царскосельского музейного комплекса в 1941 году не вывезли Янтарную комнату – тот еще вопрос. Время и возможности были, ведь остальные дворцовые ценности эвакуировали в лучшем виде.

Якобы, Янтарная комната – слишком хрупкая, поэтому панели из янтаря не стали снимать, а только укрепили и оставили на произвол судьбы.

Но, при этом, захватившие дворец немцы быстро и четко сняли и увезли комнату в Кенигсберг, где была организована ее выставка (для немцев, конечно). Это воспринималось как историческая справедливость: во-первых, комната была изготовлена прусскими мастерами, а то, что ее подарили русскому царю – это ошибка, которую пора исправить. Во-вторых, дарили Романовым, а не большевикам, нет Романовых – значит подаренное должно быть возвращено.


Янтарная комната - это наборные панели из янтарных пластин и резные янтарные элементы, а также большое количество позолоченной бронзы и зеркал

И тут случился важный в истории похищения комнаты нюанс – оказывается, помещение в Королевском замке Кенингсберга, в котором была организована фашистская выставка Янтарной комнаты, было заметно меньше царскосельского, под который комната создавалась. А значит, не все части этой комнаты влезли в экспозицию.

И, скорее всего, именно эти, не вошедшие в немецкую выставку части, были растащены и вывезены из Кенингсберга, вместе или частями, и именно их периодически находят и иногда возвращают в Россию.

Так двадцать лет назад были возвращены Германией внезапно возникшие на рынке одна из каменных мозаик и янтарный комодик. А вот мелькнувшая на аукционе в начале 1990-х годов янтарная гемма с воином, продажу которой засекли искусствоведы, ушла неизвестному покупателю, как и другие мелочи из Янтарной комнаты в разные годы.


Вот такой янтарный медальон из настоящей Янтарной комнаты "ушел" к анонимному покупателю

Сама Янтарная комната, которую сейчас показывают туристам – полностью реконструкция, уникальная работа мастеров-реставраторов, которые по черно-белым довоенным снимкам и сохранившимся фрагментам в мельчайших деталях за двадцать лет возродили этот шедевр.

Если найденные сейчас в Калининграде ящики в затопленном подвале бункера и правда содержат в себе части Янтарной комнаты, те самые, которые экспонировались немцами на своей выставке, то состояние их должно быть очень плачевным.

Сам янтарь тускнеет и становится матовым от воды (и это если еще в воде не присутствуют агрессивные для янтаря примеси). А уж что стало за столько лет под водой с деревянными основами наборных панелей – трудно и вообразить.


Когда в Россию вернули оригинальную флорентийскую каменную мозаику, единственную из четырех, оказалось, что восстановленная российскими реставраторами по фотоснимкам новая мозаика лишь незначительно отличается от старинной - вот так тщательно отнеслись к восстановлению Янтарной комнаты.


Скорее всего, там просто груды янтарных кусочков, совершенно перемешанные с гнилыми остатками панелей, и резные элементы, попорченные водой. Увы, вряд ли мы увидим настоящую комнату, даже если найдется место, где ее прятали.

Не зря еще в начале 1980-х годов Советы признали поиски Янтарной комнаты безнадежными и вложились в ее восстановление.

Друзья, бывали в Царском селе, успели увидеть новую Янтарную комнату после ее реставрации?
Tags: история, янтарь
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 37 comments

Featured Posts from This Journal